Машины и оборудование углеприема на обогатительных фабриках: Методические указания для выполнения лабораторной работы по дисциплине «Горные машины и оборудование», страница 2

3. Классификация вагоноопрокидывателей

На углеобогатительных фабриках применяются вагоно-опрокидыватели двух типов (табл. 3.1): роторные и с боковой разгрузкой. Выбор типа вагоноопрокидывателя зависит от условий компоновки углеприемных устройств, в частности от возможности и целесообразности заглубления приемных бункеров. Разгрузка полувагона роторными вагоноопрокидывателями производится при его повороте без вертикального перемещения. В этом случае приемные бункера требуют значительного заглубления, что связано с выполнением большого объема земляных работ.

При разгрузке же угля вагоноопрокидывателями с боковой разгрузкой вагон поднимается более чем на 4 м над уровнем железнодорожных путей и опорожняется при вращении вокруг оси, расположенной вне вагона. В этом случае углеприемный бункер располагается выше уровня железнодорожных путей и для его сооружения выполнение земляных работ не требуется.

На действующих фабриках установлены в основном роторные вагоноопрокидыватели ВРС-93, предназначенные для разгрузки полувагонов грузоподъемностью 60 и 93 т, а также ВРС-125 – для разгрузки полувагонов той же грузоподъемности и большегрузных вагонов грузоподъемностью 125 т. Роторные вагоноопрокидыватели работают более спокойно и разгружаемые вагоны меньше подвергаются ударным нагрузкам. Они более надежны в работе и расходы по их эксплуатации несколько ниже, чем для вагоноопрокидывателей с боковой разгрузкой, т.е. меньше расход электроэнергии и затраты на проведение текущих и средних ремонтов.

Вагоноопрокидыватели с боковой разгрузкой ВБС-93 предназначены для разгрузки полувагонов грузоподъемностью 60 и 93 т. Вагоноопрокидыватели этого типа на фабриках применяют значительно реже.

3.1. Стационарные роторные вагоноопрокидыватели

Роторный вагоноопрокидыватель (рис. 3.1) состоит из следующих основных узлов: двух роторов 1, четырех опорных ободов 2, трех спаренных роликоопор 3, платформы с двумя люльками 4 и механизма опрокидывания 5. Торцовые диски роторов соединены между собой мощными продольными балками 6. На верхних балках приварены упоры 7 для удержания вагона в опрокинутом положении. Для защиты вагона от деформации упоры в местах прилегания вагона покрыты резиной. Диски роторов своими бандажами опираются на роликоопоры 3, установленные на фундаментальной плите вагоноопрокидывателя 8. Поворот роторов производится приводом, состоящим из электродвигателя 9, редуктора 10 и приводных валов 11, двух пар зубчатых шестеренных передач 12.

Подлежащий разгрузке полувагон 13 устанавливают на общей платформе с двумя люльками 4, к которым пружинными амортизаторами прикреплены четыре привалочных стенки 14. Приемная платформа 15 подвешивается на восьми рычагах к люлькам 4. Для фиксации направления при перемещении платформы на концах продольных швеллеров люльки 4 установлены ролики 16, которые при вращении платформы катятся по специальным пазам 17 в дисках роторов. На привалочных брусьях могут быть укреплены также вибраторы, автоматически включающиеся при остановке ротора в крайнем верхнем положении вагона.

Рис. 3.1. Роторный вагоноопрокидыватель

Разгрузка полувагона роторным вагоноопрокидывателем производится в следующей последовательности:

- предназначенный для разгрузки полувагон 13 устанавлива-

ется на платформе 15 вагоноопрокидывателя в средней его части, после чего включается электродвигатель 9 механизма опрокидывания, ротор 1 поворачивается на опорных роликоопорах 3 и платформа 15 перемещается на рычагах под действием веса полувагона 13 в сторону его наклона, а при угле поворота ротора 1 более 17,5° полувагон перемещается к привалочной стенке 14, обеспечивая полное прилегание его кузова;

- при дальнейшем  вращении ротора 1 подвижная привалоч-