Ремонт карьерного бурового станка 3СБШ-200-60: Методические указания для выполнения лабораторной работы по дисциплине «Основы эксплуатации горных машин и оборудования», страница 5

Существует несколько методов обнаружения неполадок в станках – методов дефектоскопии. Основными из них являются: метод пробного включения и осмотра станка; акустический метод; метод изме­рения; метод определения содержания металла в смазке.

Метод пробного включения и осмотра станка заключается в том, что станок опробуют при работе вхолостую или под нагрузкой с одновременным или последующим осмотром. Неполад­ки, которые могут вызвать отказ, устанавливают ориентировочно по посто­ронним стукам, повышенному шуму, повышенному расходу смазки и т.д. Этим методом сразу же устанавливают полный отказ того или иного узла, выявляют течи гидросистем и коммуникаций и другие крупные неисправ­ности. В зависимости от размеров дефекта осмотр производят визуально или с помощью простых оптических средств.

Акустический метод определения неисправностей заключается в том, что наличие некоторых дефектов (например, увели­ченных зазоров в подшипниках) можно установить прослушиванием. Для этой цели применяют стетоскоп, представляющий собой трубку с мем­браной и наушниками. С его помощью выявляют стук, отличный от шума нормально работающего станка. Существуют электронные стетоскопы, имеющие довольно высокую чувствительность.

Акустическим методом пользуются также для обнаружения в деталях трещин путем простукивания детали и прослушивания звука. Если деталь не имеет трещин, получается чистый, ровный звук. Детали с трещинами дают дребезжащий звук.

Метод измерения  используется и для определения величины износа отдельных деталей. Износ определяют как разность между первоначальным (чертежным) размером детали и фактическим. За­мер производят линейками, штангенциркулями, микрометрами, а также индикаторами и щупами. При от­сутствии щупов пользуются свинцовой проволокой. Величину биения вала определяют индикатором биения.                                                                                                                                                                                                                             

Чрезмерное повышение температуры трущихся деталей можно опре­делить на ощупь. При этом принимают, что ладонь человека может выдержать температуру около 60 °С.

Определение содержания металла в смазке заключается в том, что периодически отбирают пробы масла и химическим путем определяют содержание в нем металла, попа­дающего туда в результате износа трущихся деталей. Этим методом нельзя определить износ отдельных деталей. Кроме того, металл может осаждаться в маслобаках, картерах и т.п.

Для определения дефектов отдельных деталей буровых станков может использоваться также ультразвуковой, магнитоакустический, рентгеновский методы, а также методы керосиновой пробы, цветной де­фектоскопии, люминесцентный и другие.

1.2. Организация ремонта буровых станков.

       Основные положения системы ППР

Назначение  и  структура  ремонтных служб. Успех выполнения ремонтов буровой техники целиком зави­сит от ремонтной службы, оперативности работы всех ее звеньев, оснащенности материалами и средствами механизации технологического процесса ремонта, обеспечения технической документацией, транспорт­ными средствами, средствами связи и пр., укомплектованности квали­фицированными рабочими и инженерно-техническими кадрами. С этой целью на горнодобывающих предприятиях созданы механическая и энер­гетическая службы, возглавляемые главным механиком и главным энергетиком, цехи или мастерские для ремонта оборудования, склады и кладовые запасных деталей и инструмента, а также ремонтные службы производственных цехов и участков.

Службы главного механика и главного энергетика осуществляют техническое руководство и надзор за состоянием и эксплуатацией ма­шин, механизмов и энергетических установок, а также организуют их ремонт.

В своей практической деятельности службы руководствуются спе­циальными положениями о планово-предупредительных ремонтах оборудо­вания и опираются на повседневный контроль за эксплуатацией и обслуживанием машин.

Основные задачи, которые решают ремонтные службы предприятия, сводятся к следующему: