Расчет главной вентиляторной установки шахты на базе вентилятора ВЦД-42,5, страница 15

Вентилятор ВЦД-42,5 разработан Донгипроуглемашем и НИПКТИуглегормашем ПО «Донецкгормаш» по аэродинамической схеме Донгипроуглемаша и ВНИИГМ им. М. М. Федорова. При разработке основные узлы вентилятора ВЦД-42,5 были в значительной степени унифицированы с соответствующими узлами вентилятора ВЦД-47,5А.

Вентилятор ВЦД-42,5 состоит из при­водных электродвигателей, зубчатых муфт 2, уплотнительных щитов, коробок всасывающих (левой и правой), всасывающих патрубков, входных колец, корпуса спирального, рото­ра, устройств для регулирования и сброса мощ­ности (левого и правого) и установки датчика скорости.

Ротор состоит из вала, ступицы, рабочего ко­леса, подшипников и двух зубчатых муфт.

Рабочее колесо для удобства транспортировки выполнено из двух полуколес — левого и право­го. Каждое полуколесо состоит из коренного и по­крывного дисков, между дисками вварены по шесть профилированных лопаток, внутренние полости которых заполнены вспененным пенопластом ФК-20. К покрывному диску приварено лабиринт­ное кольцо.

Полуколеса болтами закреплены на ступице, насаженной на главный вал, посередине между опорами. Коренные диски полуколес соединены между собой стяжными болтами. Такое крепление дисков полуколес обеспечивает их совместную ра­боту и отсутствие прогиба от центробежных сил.

Подшипниковые узлы вала, радиальный и радиально-упорный, имеют литые разъемные корпу­са, установленные литыми плитами на фундамен­те. Радиальный  подшипник смонтирован  «плаваю­щим»   (по  корпусу),  радиально-упорпый  зафикси­рован в осевом направлении стопорными кольцами. Внутренние кольца  обоих  подшипников  закрепле­ны от осевого перемещения распорными втулками, которые одним торцом упираются   во   внутреннее кольцо подшипника, а другим — в торец зубчатой втулки  муфты.   На  время  транспортировки  ради­альный подшипник стопорится по наружному коль­цу   транспортировочными   полукольцами,   которые при эксплуатации необходимо снять во избежание поломок, связанных с изменением длины вала от температурных перепадов, посадка подшипника на вал выполнена с натягом не менее 70 мк, а по на­ружному кольцу в разъемном корпусе — скользя­щая.

По обеим сторонам роликоподшипника  в кор­пусе установлены диафрагмы,  на  валу  ротора   и распорной втулке— маслосбрасывающие кольца. Масло, разбрызгиваемое подшипником,  подхваты­вается маслосбрасывающими кольцами и отбрасы­вается на диафрагму, а затем по кольцевому же­лобу диафрагмы стекает в масляную ванну. Часть масла, попавшая во второй отсек корпуса, захва­тывается  вторым  рядом   маслосбрасывающих  ко­лец и по желобам торцовых крышек корпуса под­шипника  стекает в  масляную ванну. Для  предо­хранения подшипников от попадания  абразивных частиц пыли и грязи в торцовых крышках уста­новлены манжетные уплотнения.

В   корпусах  подшипников   имеются   кольцевые проточки для установки стопорных и транспорти­ровочных колец, отверстия для подвода  и отвода смазки, отверстия для установки  магнитных  пат­ронов, служащих для отбора случайно  попавших в  масло  металлических    включений,  и  отверстия для установки термометров сопротивления.

Для визуального наблюдения за уровнем мас­ла в корпусе предусмотрен указатель уровня масла.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

В нижней части корпуса имеются отверстия для соединения полостей масляных ванн. При отказе маслостанции масляные ванны обеспечивают смаз­ку подшипников только в течение 20—25 мин.

На обоих концах вала ротора насажены втулки зубчатых муфт, соединяющие вал вентилятора с валами асинхронных двигателей.