Физические свойства и параметры жидкостей. Основные элементы потоков и виды течений. Кавитация. Уравнение Бернулли. Связь скорости и давления в потоке. Структура формулы для силы в гидродинамике. Геометрические и гидродинамические характеристики крыльев. Составляющие сопротивления судна, страница 4

Причиной возникновения сопротивления трения, как уже указы­валось, является вязкость жидкости. Сцепление отдельных частиц жидкости между собой и с наружной обшивкой судна приводит к то­му, что по всей подводной поверхности судна возникают силы, каса­тельные к элементам этой поверхности и противодействующие движе­нию судна. На величину сопротивления трения в первую очередь влияют размеры поверхности корпуса, скорость и характер его обте­кания.

Пограничный слой. Поток вязкой жидкости, обтекающей судно или какое-либо другое тело, принято условно разделять на три области :

область 1 (пограничный слой) - непосредственно прилегающая к те­лу зона, в которой свойства вязкости жидкости проявляются наиболее интенсивно;

область 2- область потенциального потока, в которой силы вяз­кости утрачивают свое значение и жидкость можно рассматривать как идеальную;

область III- область гидродинамического следа, в которой части­цы еще подтормаживаются телом, но скорости их стремятся выровняться за счет взаимодействия с внешним потоком.

В пограничном слое происходит интенсивное изменение скорости потока от нуля (при обращенном движении) на поверхности тела до скорости внешней среды на границе слоя. Поперечный размер погра­ничного слоя характеризуется его толщиной б, определяемой как расстояние от стенки тела до точки, в которой скорость составляет 99,5 % скорости потока.

Режим движения жидкости в пограничном слое характеризуется местным числом Рейнольдса:

где х - отстояние данного сечения от носовой оконечности тела. В зависимости от Rex поток в пограничном слое может быть ламинар­ным или турбулентным.

Сопротивление трения можно рассчитать двумя путями. Первый путь, использующий закономерности трехмерного пограничного слоя, в практических расчетах не применяют. Второй путь заключается в оп­ределении безразмерного коэффициента трения ζfвходящего в част­ную формулу сопротивления:

В 1871 г. Уильям Фруд пришел к мысли о возможности определения сопротивления трения судна путем буксировки тонких длинных до­сок, у которых практически могли быть исключены силы давлений и оставлены только силы трения. В результате таких испытаний Фруд установил, что сопротивление трения зависит от скорости буксировки пластин (досок), площади их смоченной поверхности и состояния последней, определяемого коэффициентом f:

Его сын Реджинальд Фруд расширил и обобщил эксперименты отца и получил формулу:

На основе опытов Фрудом было введено понятие об эквивалентной технически гладкой пластине, буксировка которой позволяет опреде­лить значение сопротивления трения данного судна (если такая букси­ровка была бы возможной). Под эквивалентной пластиной понимается плоская тонкая технически гладкая пластина, имеющая длину; рав­ную длине судна по действующей ватерлинии, смоченную поверх­ность, одинаковую со смоченной поверхностью судна, и движущаяся со скоростью судна. При этом режимы обтекания в пограничном слое судна и пластины должны быть идентичны.

7.    Сопротивление формы и пути его уменьшения.

Сопротивление формы составляет некоторую долю вязкостного сопротивления и представляет собой часть результирующей гидродинамического давления, возникающую в результате его пере­распределения вдоль корпуса, вызванного влиянием вязкости жид­кости на поток, обтекающий тело. Для судов с традиционными обвода­ми роль этой составляющей в общем балансе сопротивления сравни­тельно невелика. Однако она существенно повышается для крупных судов с полными обводами, а для тел или судов с весьма малым удли­нением сопротивление формы может составлять основную часть пол­ного сопротивления. К таким судам и телам относятся баржи, понто­ны, шары, цилиндры и др.

Причины возникновения и физическая сущность сопротивления формы могут быть объяснены следующим образом. При обтекании  судна потоком жидкости давление в ней падает от носа до миделя и нарастает от миделя в корму. В области отрицательного градиента давления, т. е. от носа до миделя, частицы жидкости движутся с поло­жительным ускорением, величина которого пропорциональна градиен­ту давления. В области мидель-шпангоута скорость частиц достигает максимального значения, и в потоке устанавливается минимальное давление. Далее, от миделя в корму движение происходит против возрастающего давления, т. е. с отрицательным ускорением :

Рис.(Изменение давления в пограничном слое)

Точку А , называют, точкой отрыва пограничного слоя. Отрыв пограничного слоя с образо­ванием вихрей искажает картину обтекания судна в его кормовой части по сравнению с той, которая наблюдалась бы при обтекании идеальной (невязкой) жидкостью. Давление в кормовой части судна уменьшается и, следовательно, появляется результирующая нормального давления, направленная в сторону, противоположную движению судна. Эта результирующая и является сопротивлением формы судна. Поскольку величина сопротивления формы зависит от интенсивности вихреобразования, то его часто называют вихревым сопротивлением.

Величина сопротивления формы в значительной мере зависит от степени обтекаемости тела, а также от характера обтекания: при лами­нарном режиме течения в пограничном слое его отрыв наступает раньше, чем при турбулентном режиме. Это объясняется меньшей скоростью, а следовательно, и меньшей кинетической энергией частиц жидкости вблизи поверхности тела.

У хорошо обтекаемых тел и судов с большим удлинением и за­остренной кормовой оконечностью запас кинетической энергии частиц жидкости может оказаться достаточным для одновременного преодо­ления как сил трения, так и возрастающего давления на пути от миделя к корме, и отрыва пограничного слоя может не произойти. В этом случае пограничный слой в кормовой оконечности плавно сходит с поверхности тела, превращаясь в спутную струю, но при этом линии тока все, же отклоняются от поверхности тела, причем это откло­нение с ростом толщины пограничного слоя увеличивается по мере приближения к корме. Изменение картины линий тока по сравнению с картиной, которая наблюдается при обтекании тела идеальной жид­костью, приводит к изменению местных скоростей обтекания, а сле­довательно, и давлений. Вследствие перераспределения давлений их результирующая вдоль потока становится отличной от нуля, представ­ляя собой сопротивление формы хорошо обтекаемого тела.