Философия, её основные особенности и роль в обществе. Философия и наука. Проблема познания в философии. Научное познание. Культура и цивилизация, страница 3

Специфические свойства времени- длительность, необратимость- это связано с асимметричностью причинно следственных связей( следствие не может быть впереди причины).

Отражение- это любое взаимодействие- воспроизведение структуры одного объекта в структуру другого объекта. Это атрибутивное свойство материи.

Отражение обладает 3-мя признаками:

1) Признак подобия

2) Вторичность

3) Копия всегда преобразованная

Сознание не является атрибутом материи!!!?(материя существует объективно, т.е. независимо от сознания)

Сознание - это результат длительной эволюции, форм материи.

Сознание- это ни что иное как отражение идеальное. Идеал- это нечто чего достичь нельзя.

Сознание не пространственно вообще, человек с сознанием не рождается.

Сознание- это свойственное только человеку и связанная с речью функция мозга. Человек может стать человеком только в среде себя. Понятия и речь не врожденны человеку, они только приобретаемы.

Сущность человека общественная а не природная. Человек человеком не рождается, а становится. Сознание формируется при общении.

Функционирование сознания- оно функционирует общественно- это отражение общественного бытия т.е. материально-экономическая жизнь общества.

1) Индивидуальное сознание- оно фактически общественное.

2) Общественное сознание- функционирует как уровни: обыденное сознание- формируется на уровне житейского опыта; теоретический уровень- связан с научными занятиями.

Общественная психология- психология толпы; общественная идеология- она должна быть теоретически обоснована; они отличаются по ценностным ориентациям.

Формы общественного сознания:

1) Политическое сознание

2) Правовое сознание

3) Моральное сознание

4) Эстетическое сознание

5) Религиозное сознание

6) Философское сознание

7) Научное сознание

3.10.08. Проблема познания в философии:

Платон (5 век до.н.э.) их диалоги с Сократом- Платон как ученик Сократа записал его диалоги.

Все диалоги Платона даны по именам.

Сократ спросил Театет о том, что такое знание вообще? И он затруднился ответить.

Знание- это содержание сознания.  (рабочее определение)

Знание – это способность действовать в согласии с предметом.(философское определение)

Знание- это продукт общественно исторической практики людей предполагающий способность выделить себя из окружающего мира, противопоставить себя ему и выразить ему отношение. (в учебнике определение)

Познание – это процесс приобретения знания.

Гносеология – это раздел философии который изучает, занимается вопросами познания истины.

Эпистемология- это познание научное. Это раздел который занимается изучением научного.

Для понимания требуется погружение в контекст (это пространство определенное).

Понимание- это погружение в…

Пространство альтернатив- если оно широкое, то мы люди много чего понимающие, если оно узкое то мы дальше своего носа ничего не видим, не понимаем; пример: священник спрашивает преступника, почему ты грабил банки, а он отвечает потому- что там хранят деньги! Но священник не это имел в виду, он имел в виду почему он не стал заниматься общественно полезным делом. (это говорит о узкой пространственной альтернативе).

Материализм- выходит из принципа отражения, т.е. есть мир который отражается в нашей реальности.

Идеализм- исходит из принципа тождества- это совпадение. Изначально существует мировой дух, он имеет особенность он постоянно находится в беспокойствии, в движении и из себя порождает природу, природа человека, человек постигая природу по сути постигает дух.

Агностицизм- a(отрицательная частица);agnostos(непознаваемый)- это такое направление, которое говорит, что человек мир познает, но такой ли он как нам кажется и никто не может предоставить аргументы что мир таков какой он нам кажется.

Тропы – это положение в которых аргументируется, что мы мир не такой каким он там кажется.

У каждого человека имеет 5 чувств в которые информация о мире вливается, но у всех эти органы чувств у всех работают по- разному ( дальтоники, глухие).

Агностицизм- уловил противоречивость познавательного процесса и сработал на то чтобы привлечь внимание к это противоречивому процессу.

Скептицизм- человек, который сомневается во всем и это не плохо.

Деятельность- это сугубо человеческий фактор.

Метафизический материализм считает- что объект это то что мы созерцаем, а субъект этот кто созерцает эту природу. 

Но бывает что у нас в голове отражаются те вещи которых в реальности нет. А как проверить адекватно ли наше представление о мире? Этого сделать нельзя.

В конце 19 веке представления об объекте и субъекте изменились. Объект это не весь мир а то что вовлекается в орбиту человеческой практики, а субъект – это человек практически действующий.

Практика многозначна (много смыслов у нее)- если ее рассматривать очень широко то получится что это весь человеческий опыт;

Практика- это материальная целенаправленная деятельность по преобразованию природы и общества. Только практика может дать ответ: адекватно ли мы поняли ответ на тот или иной вопрос или нет.

Какую роль играет практика в познавательном процессе выступает как:

1)  Практика как основа познания- именно практическая деятельность дает пищу для познания.

2)  Практика как цель познания(цель познания вообще – это поиск истины)- целью познания является не истина, а практика.

3)  Практика как критерий истины - практика- это критерий истины, т.е.нет  другого инструмента проверить есть ли так на самом деле или нет.

Основные положения теории истины:

Аристотель- истина – это знание соответствующее действительности.

Истина- содержит в себе объективные начало по содержанию и субъективные начала (поскольку это знание).

Истина в голом виде поймать никогда нельзя, так как истина- это процесс, длинная дорога, которая включает в себя:

1)  Изменчивость- если преувеличить то получится релятивизм- это относительность

2)  Устойчивость- если преувеличить догматизм (это тот кто как баран уперся и стоит на месте).

 В истине выделяют: