Философия, её основные особенности и роль в обществе. Философия и наука. Проблема познания в философии. Научное познание. Культура и цивилизация, страница 4

1)  Абсолютный момент- может быть понятен в 2-ух смыслах: в смысле ее полноты и в смысле неопровержимости т.е. в истине может быть понято такое знание которое на практике не опровергается.

2)  Относительный момент истины – это такие знания которые углубляются, изменяются и все время совершенствуются.

Лучше всего говорить не о том что мы установили истину, а том что мы обладаем какой-то долей истинности. Но есть и исключения например- суд  должен установить истину, а не истинность. Суд должен учесть все нюансы  даже самые маленькие.

3)  Истина- она всегда конкретна в том смысле, что если мы претендуем на истинность высказывания, то мы должны наше высказывание обставить разными уточнениями (места, времени).

10.10.08.

Истина содержит в себе внутренне противоречие так как содержит в себе субъективный и объективный момент.

Истина- это процесс познавательный.

Истина обладает такой чертой как конкретность.

Истина- это путь, дорога, процесс.

Истина всегда сопряжена с заблуждениями.

За заблуждение наказать нельзя, а за ошибку можно как как ошибка- это нарушение правила которое есть, установлено и ему нужно следовать. (мы юристы не имеем права на ошибку в своей деятельности).

Заблуждение- избежать его не удается никогда, ни в целом человеческому обществу, ни социальным образованиям не удается избежать его.

Гегель: заблуждение- это своеобразная форма разрешения противоречия между всеобщим характером человеческого мышления и проявлением его в отдельных людях.

Человеческое сознание устроено таким образом, что постичь хоть что до конца нельзя, так все развивается (открывается новое).

Человечество и человек в отдельности склонны абсолютизировать. Вот знанию которым мы обладаем мы склоны придавать такие черты, что оно окончательно и все!

С одной стороны наше знание всегда ограниченно определенным горизонтом, мы что постигаем, узнаем но горизонт все равно от нас на расстоянии.

Люди получается всегда во всем знании ограниченны (Кант - именно этот мотив развивал в своих теориях).

Но люди любят все абсолютизировать- (и это является заблуждением), ведь наше сознание всегда развивается.

Заблуждения все время сопровождают истину.

Истина- это правда.

Правда – у каждого всегда своя, но она не является произвольной.

Ложь- это умышленно и намеренное искажение действительности.

Правда- это не то что вызывает заблуждение, человек видит ситуацию которая обусловлена, особенностями воспитания человека, каждый видит ситуацию по своему.

Такого не бывает чтобы один был 100% прав, а другой нет!. Поэтому у каждого своя правда, "каждый смотрит со своей колокольни".

Правда- это видение ситуации сквозь призму статуса, интереса , образования!

Кони А.Ф- приводил на спектакли студентов что бы они смотрели криминальные спектакли, а потом опрашивал своих студентов, и он заметил что все свидетельствуют по своему, у каждого правда своя.

Ложь и истина в философии не будут друг друга исключать.

Мартин Хайдегер- жил в ХХ веке, он предложил подход к истине не гносиологический. Он считает что истина- это не есть знание о действительности, а сама действительность.

Универсальные ценности в мире- истина, добро, красота.

Истина- она не в одиночку существует, а увязана и моральными нормами, и с красотой.

И когда Хейдегер говорит что истина это сама действительность (реальность) он хочет что бы о ней говорили, в общекультурном плане, более открыто.

Истина- несет некий момент развращения.

!!!Ложь- воспитанный человек своей бывшей учительнице не скажет правду о том, что: как  вы постарели какой ужас! Это необходимая ложь.!!!

И иногда получается так что ложь может сработать в положительную сторону.

Противопоставлять истину лжи не правомерно!

Форма и динамика познавательного процесса:

У нас есть два инструмента для познания мира- это чувства и разум.

Вселенский спор что важнее чувства или разум.

Сенсуалисты - утверждали что главную роль в познании играю чувства.

Рационалисты - утверждали что решающую роль в познании играет разум.

В конце концов пришли в к выводу что чувства и разум оба нужны.

Чувства структуированы таким образом:

1) ощущение - это чувственный образ отдельного свойства предмета (вкус, запах яблока)

2)восприятие - это в целом предмета ( яблоко круглое, холодное)

3)представление - это чувственный образ который мы предоставляем в сознании.

Образ- это чувства, а именно ощущение, восприятие, представление.

Разум:

1) Понятие - это форма мышления в которой фиксируются существенные черты вещей ( но образа уже нет: например мы говорим- фрукт или овощ в качестве образа представить нельзя).

2) Суждение - это форма мышления, которая выражает процессы (реальность) через связь понятий.(мы выразили какой-либо процесс через связь понятий, например копать кортошку(овощи).

3) Умозаключение - это вывод знаний одного из другого.

Разум и чувства - это формы.

В познании выделяют уровни:

1) Теоретический уровень - раскрывает внутренние связи и отвечает на вопросы (он раскрывает причины явлений).

2) Эмпирический уровень - раскрывает внешние связи вещей (установлений фактов каких то)

Сказать что один главнее другого нельзя!

Они отличаются тем, что эмпирический уровень раскрывает внешние связи вещей (установлений фактов каких то), а теоретический раскрывает внутренние связи и отвечает на вопросы (он раскрывает причины явлений).

Они взаимно обогащают друг друга.

Вещь в житейском смысле- это например шкаф

Вещь- это все то что имеет свойство и что имеет взаимосвязи с другими вещами

Вещь в философском смысле- это все что есть на свете в том числе и человек.

Разум и рассудок в познавательном процессе:

Это противоположности:

Разум- это такое мышление, которое стремится за горизонт, в не ведомое, он всегда интуитивен, он стремится к неизвестному.

Рассудок- довольствуется тем, что есть, т.е. известным.

Если бы существовало что одно из них - это было бы ужасно.

Предрассудок- достоинство человека малообразованного, мало знающего.