Работы В.И. Ленина «государство и революция» и «пролетарская революция и ренегат Каутский». М. Вебер о государстве и политике. Л.Дюги о закономерностях политического властвования. Советское учение о государстве. Теоретические представления о структуре политической организации общества в политологии ХХ века, страница 8

легитимности может быть достигнуто путем выдвижение системой общеполитийных органов управления идей; которые станут основаниями, оправдывающими в глазах населения руководяще лицо полит-й организации и проводящую им политику. В политической практике применяются некоторые методы для достижения общего блага членов политической организации, её руковод. структуры иногда уменьшают взаимоисполняющий экстремизм в желаниях различных общественных объединениях: путём «сравнивания» и путем режима соревнования подчиненных ей влиятельных, коллективных и индивидуальных подчиненных ей влиятельных, коллективных и индивидуальных субъектов внутриполитийной жизни. Однако этот метод оказывается продуктивным лишь если: интересы в политике правильно установлены и если не допускаются коррумпированности персонала общеполитийных руководящих структур.

60.Теория институционализма

Основатели Ореу и Ренар.

Морис Ореу (1856-1929). Труд – «Основы публичного права».

Основное содержание теории: государство – это политический организм, который представляет всю нацию в целом. Государство – режим одновременно и экономический, и политический, и юридический, режим, который овладевает нацией, видоизменяет её, налагает на неё определённую форму, становится средой, в которой существуют индивиды.

Согласно Ореу каждый гражданин занимается своими делами, и тем самым совершает общее дело на благо всего общества. Единственный стимул гражданина – стремление к наживе, институт приобретения.

Для того, чтобы в обществе не возникали конфликты, чтобы общество было стабильным, необходимо учреждение институтов. Институт – спокойное, длительное существование какого-либо положения вещей. Это известная организация, постоянство определённой социальной группы, образующее институты (семья, церковь, община, профсоюз и т.д.), в том числе и государство. Все институты делятся на 2 группы:

·  институты-корпорации;

·  институты-вещи.

Корпорация – институт, обладающий внутренней свободой, позволяющий себе преследовать свои цели и делающийся индивидуальностью. Этот институт обладает определённой автономией. Эти институты возникали давно и совсем недавно. Наиболее устойчивый – государство.

Институты-вещи лишены автономии.

Государство осуществляет свою деятельность на основе права. Право уравновешивает вечную противоположность между личностью и обществом. Нормы права создаются институтами. Процесс создания проходит 3 стадии:

1.  возникает направляющая идея института, которая получает выражение в волевых актах правящих лиц. Идея превращается в право дисциплины;

2.  становление права. Придание идее силы. Но право дисциплины ещё не право, оно не совершенно, не обладает подлинной юридической природой, т.к. представляет собой лишь субъективное выражение направляющей идеи института;

3.  право дисциплина становится подлинным правом. Правовые предписания должны получить одобрение со стороны подданных, граждан в форме их присоединения к действующим нормам. Т.е. нормы санкционируются гражданами, что приводит к длительному, ни чем не нарушаемому существованию. Это уже статутное право, когда к нему присоединяются институты.

Ренар развил положения Ореу.

Институт – всякое длительное существование какого-либо объединения людей. Это некое соединение людей и идей – людской состав меняется, как вода, а идеи остаются.

Государство – один из множества институтов, которые находятся в определённой координации и субординации. Это множество и образует целое, порядок. В установлении этого порядка непосредственную роль играют нормы, которые устанавливаются человеческим поведением, т.о. преобразуются в нормы управления обществом. Право – система институционно оформленных социальных фактов. Право не тождественно позитивному законодательству – «начальной точкой всех моих исследований был протест против обывательской иллюзии, будто право идентично закону».

2. Нормативистская теория права

Создатель – Ганс Кельзен (1881-1973). Основные труды – «Чистая теория права», «Общая теория права».

Суть теории – право необходимо рассматривать в чистом виде, не связывая с экономикой, политикой и т.д. В праве он усматривает то, что создал Кант –философская основа учения о праве – учение Канта о категорическом императиве. В основе права – основная норма (абстрактная норма: можешь, т.к. должен). На основе основной нормы создаётся конституция, на основе которой – обычные законы, в соответствии с законами издаются подзаконные акты, и в соответствии со всем нормативным массивом устанавливаются судебные и административные решения. Всё это – нормы, право.

Эта система норм находится в иерархическом соотношении Ю  право – это иерархическая система норм должного поведения. Главное в праве – обязанности; полномочия в праве не существенны, вторичны.

«Государство – специфическое нормативное единство; правопорядок, достигший определённой степени централизации».

3. Психологическая теория права

В основе – учение Петражицкого. Философской основой его учения является учение Канта о категорическом императиве.

В основе – переживания, эмоции. П. Иллюстрирует 2-е стороны переживания примером отношений между кредитором и должником. Должник чувствует свою обязанность, долг перед

63. Политологи ХХ века о демократическом методе политического руководства.