Работы В.И. Ленина «государство и революция» и «пролетарская революция и ренегат Каутский». М. Вебер о государстве и политике. Л.Дюги о закономерностях политического властвования. Советское учение о государстве. Теоретические представления о структуре политической организации общества в политологии ХХ века, страница 3

54. Л.Дюги о закономерностях политического властвования

1) О силе как основе политической власти. Индивиды, более сильные, чем остальные, хотят и могут сделать свою волю обязательной для других. Более" сильные подчиняют своей воле более слабых. Правящими всегда были,  есть и будут наиболее сильные факти­чески.  Сильные "объявляли себя как бы деле­гатами  на земле некой сверхъестественной власти. Сила правящих эта увеличивается благодаря добровольно­му принятию управляемыми власти правящих. 2) Об участии народа в управлении государством. для охраны от произвола со стороны правящих лиц надо привлечь как можно  большее число  индивидов к осуществлению государственной власти или  к контролю над нею. 3). О системах республиканского правления. возможно нес­колько  вариантов организации верховной власти в республике. когда индивид или индивиды,  исполняющие функции  республиканского правительства,  представляют собой только агентов или служащих парламента и не  могут   ни созвать,  ни  распустить этот орган. Парламент имеет возможность в  любой  момент  уволить этих лиц.  В стране  лучшими средствами  являются  создание из правительства  представительного  органа и противопоставление  правительства и парламента ,  один другого ограничивающих.  Парламент и правительство по необходимости в различной форме участвуют в функциях государства. Парламенту и правительству присуща определенная мера участия в законодательной власти и исполнительной .  При выражении парламентом порицания политике кабинета последний "должен удалиться, ес­ли только он,  найдя одобрение у главы государства.  4). О  режимах государственного регулирования человеческой деятельности. Существуют два таких ре­жима - правовой и полицейский.  Правовой режим предполагает, что физическая,  умственная, моральная и ре­лигиозная  деятельность может  свободно прояв­ляться без какого-либо  предварительного  ограничения.  При полицейском  режиме закон  дает публичной  власти особые  полномочия,  которые называются полицейскими.  Они позволяют государственным органам выступить раньше, чем ка­кое-нибудь правонарушение совершено.  В государстве  должен быть правовой режим, но в виде исключения присутствует  и  режим  полицейский.  Законодатель должен установить полицейский режим, когда право­вой режим оказывается бессильным возместить социальный или индивиду­альный ущерб. Полицейский режим должен быть  законным . Административная власть всегда должна выступать в полицейской сфере  лишь в случаях и при условиях,  определенных законом. 5) Об  обязательных условиях охраны индивидуальной сво­боды в государстве. Для того,  чтобы индивидуальная свобода была признана и защище­на законом",  требуется:  1) Необходимо,  чтобы  индивид мог быть арестован и подвергнут заключению лишь в случаях, указанных законом.2)  Нужно,  чтобы арест и заключение индивида могли прои­зойти лишь по приказу чиновников,  представляющих особые гарантии независимости. Их представляют лишь судебные должностные лица. 3) Следует обеспечить,  чтобы чиновники, допускающие, приказы­вающие или утверждающие незаконные аресты,  подвергались ответственности. 6) О  светском  символе веры. Нужно, чтобы свобода верить была настолько же полной, как и свобода не верить. 7) О всеобщем и равном избирательном праве. чтобы соблюдать принцип равенс­тва,  нужно было бы каждому дать равное участие в политичес­кой власти сообразно его способностям. 8) Об обязательном труде граждан государства.  Недопустимо, чтобы член общественного целого ничего не делал,  и недопустимо,  чтобы государство не обязало его делать что-либо. 9) О  справедливости налогообложения.  Налог не должен более тяжело давить на один класс граждан, чем на другой. Законно, чтобы люди несли повинности сообразно своим средствам". 10) О собственности в государстве. Право собственности не принадлежит к числу священных и неп­рикосновенных прав, но является правом беспрерывно меняющимся, которое должно согласовываться с социальными потребнос­тями. Собственник  должен  выполнять  определенную полезную об­щественную роль.  Объем принадлежащего ему права  собствен­ности  следует  определять  законодательством и применяющей его судебной практикой соответственно этой роли. Вот почему государству нужно охранять имущество собственника лишь в той степени, в какой последний использует свое достояние на бла­го общества. сопротивлении  граждан государственной власти. Различаются три вида подобного сопротивления - пассивное, оборонительное и наступательное. Пассивное состоит  в  невыполнении" несправедливого закона, пока нет