Работы В.И. Ленина «государство и революция» и «пролетарская революция и ренегат Каутский». М. Вебер о государстве и политике. Л.Дюги о закономерностях политического властвования. Советское учение о государстве. Теоретические представления о структуре политической организации общества в политологии ХХ века, страница 10

65. Социалистические полит-е учения в ХХ веке.

Новое развитие идеи социального гос-ва получила в XX веке даже раньше. 1848г. М. Энгельс в сер. XIX века. Развивалась в работах русских революционеров (Ленин, Энгельс). Не только в России, но революции произошли в Германии, Венгрии. Ленин «Гос-во – революция» (первый период - диктатура пролетариата, второй- построение идеального общества). Воплощение идей социального типа – период Маркса, Ленин гов-т о развивающемся гос-ве- об отмирании. б) период – после второй Мировой войны касается стран Восточный Европы. а) – победа над фашизмом. 2-й – формирование нового типа гос-ва, новых форм правления. Построение гос-венной структуры управления, эконом-й, полит-й систем – отличны были. Мировая социальная система существует, получила развитие в экономике. В 1955г. Варшавский договор, присутствие холодной войны. 3-й- всплеск, период 60-х годов. 1959г. – Карибский кризис; ряд освободительных революций. Охватывает африканский континент английские, фр-е владения колониями. А) приобретает национальные, полит-е независимости. Пути форм правления- капиталистический или социалистический; вырабатываются не марксистские концепции социализма: «этический», «экологический», «африканский»…- социализм. –попытки поиска третьего пути. Идея социализма близка африканскому народу. Природа свойственна африканцам, включены элементы эконом-го развития западно-европейских стран. Теория исламского социализма - Китай, Корея. Исламский мир всегда находится в поиске. В Ливии Мафар Кадафий создает третью мировую теорию, пишет зеленую книгу. Уверен, что эра правления гос-ва как институт подавляющего класса – эти позиции утрачиваются. Наступает эра массы – неприемлит капиталистическому развитию, критикую парламентскую систему, все процедуры выборов антидемократические (места в парламенте получают богачи). Многопартийную систему критикует если однопартийная – то тоже форма неподходящая. Предлагает, что эромасс должна быть связан с управлением всем народом, на местах – народные конгрессы, советы, комитеты. Полиция – сам народ, самоконтроль, армия- сами вооружались. Вывод: много элементов религиозности, в экономике принцип социализма. Маркс и

66. Эволюция теоретических представлений о генезисе политической организации общества и права под влиянием прогресса исторического знания в конце XIX-XX вв.

1. Социальная организация изначально складывается и далее функционирует как прежде, так и после возникновения цивилизации, на основе целого ряда факторов – возраста, пола, родства и свойства, личных качеств и товарищества людей, а также территориальности. И. Шапер указывал, что родство и местность одновременно «служат повсюду, чтобы связывать людей вместе».

2. Все нецивилизованные общества являются несовершенными с точки зрения идеала полной и точной реализации целей нормативного регулирования. В общественных организмах , не достигших уровня цивилизации, нормативное регулирование обеспечивает лишь большее или меньшее приближение к этому идеалу. В нецивилизационном обществе не до конца реализуется аристотелевская идея распределяющей и уравнивающей справедливости (люди потребляют больше, чем производят).

Это обстоятельство установилось, когда современные ученые опровергли мнение, что при нецивилизационном обществе один человек производит столько, что может едва обеспечить себя и членов своей семьи. В нецивилизационных обществах производится прибавочный продукт.

На основе этого ряд наших ученых отходят от концепции эволюции политической организации общества и права, сформулированных в XIX-XX вв.

В первой половине XIX века увеличилось количество сторонников точки зрения о праве, как о политическом явлении, право функционирует с момента возникновения человечества. Во второй половине XIX-началеXXвв., концепция о появлении политико-юридических феноменов одновременно с древнейшими коллективами людей. В теории второй половины XIX-начала XXвв. о присутствии политики и права во всех обществах, полностью или частично воспроизведены уже рассмотренные теоретические представления об основополагающих отличиях способа общественной организации на начальной фазе социальной эволюции.

Все больше современных ученых приходят к выводам теоретической позиции: реализующее систему потребностей своих членов и поэтому самостоятельное от человеческих общностей за пределами его границ социальное объединение со сложной структурой – феномен всей истории человечества. Первые политические организации общества функционировали в локальных группах кочующих охотников собирателей. Но признание небольшого социального объединения организованной общностью людей противоречит укоренившимся догмам, которые разделял Л.Г.Морган. Ж. Боден писал, что для образования политической организации общества достаточно 3 семьи. Также его суждения подхватил Ш. Монтескье. Д. Остин постулирует, что политическая организация общества существует при обеспечении всех потребностей социальной системы (должна составлять несколько сотен человек).

Д. Локк и Р. Филмер полагали, что наименьшая политическая организация общества охватывает только одну семью. Д Локк говорил, что в политическую организацию общества может объединиться «любое число людей».

Но, признание локальной группы охотников-собирателей политической организацией общества не должно влечь за собой критику за отступление от всех традиций политологи и юриспруденции.

Р.Х.Лоуи и И.А.Хобель привели некоторые аргументы в пользу «естественности», особенно о происхождении политико-юридических явлений и их основных чертах, они быстро стали преобладать, но ряд ученых с ними не согласны. В частности, Г.Л.А.Харт в 50-х –т 60-х гг сделал попытку доказать генезис права в функционирующем нецивилизационном обществе путем введения в действие правил признания, изменения и судопроизводства. Он полагал, что с помощью этих механизмов люди познают общеобязательные нормы. Он бал прав, что без феноменов право немыслимо.

67. Проблема легитимности политического руководства в политологии XX вв.