Работы В.И. Ленина «государство и революция» и «пролетарская революция и ренегат Каутский». М. Вебер о государстве и политике. Л.Дюги о закономерностях политического властвования. Советское учение о государстве. Теоретические представления о структуре политической организации общества в политологии ХХ века, страница 11

Легитимность – это качество взаимодействия власти и подвлас тных, кот-я выра-ся в добровольном признании власти, ее праве управлять. Термин л. появился во Фр.в 19 в. и обозначал законно установленную вл. в отличии от узурпированной. Современное понимание л. отличается от первоначальной. Признаки: 1.не имеет юр. содержание и не фиксируется в конституции, 2. отражает степень соответствия вл. ценностным представлениям большинства населения,3. л. включ 2 момента: признание власти правителей, готовность управляемых подчиняться; 4. л. означает передачу вл. общ-ва его особой организации-гос-ву, на том основании, что гос. власть будет соответствовать ожиданиям людей, 5. л. как правило включает легальность, 6.л. может быть как истинной так и ложной,7. л. должна постоянно поддержи ваться. Теперь стоит упомянуть, чуть подробнее о легальности, и  о ее соотношении с легитимностью. Легальность- это юр. обоснование власти ее соответствие пр-ы нормам, установлен ным и гарантированным власти. Любая власть издающая законы и обеспечивающая их исполнение легальна. Легализация гос. вл. осуществляется основном конс-ми и иными правовыми актами. Противоположность легальности- узурпация. Легитимность не обязательно включает в себя легальность. В исторически обозримом отрезке времени  любая легальная власть должна стать легальной, и наоборот, иначе данная политическая власть сойдет с исторической арены.  Вл., кот-я установилась в результа те захвата вл., стремясь сделать себя легальной принимает различные временные акты (директивы, временные конст-ии, прокламации). В той мере в какой политическая власть поддерживается без обращения к принуждению, в той она обладает качеством легитимности. Часто для того, чтобы достигнуть легитимности, гос. вл. выдвигает идеи, способные стать основаниями оправдывающем в глазах населения руководящее положение и проводимую политику. Также распространяют теоретические представления о «господстве права». Тем самым населению адресуется идея , согласно которой индивиды подчинятся не др. др., а праву. Как правило, чем сильнее принуждение, тем меньше легитимность. Источники легитимности: Макиавелли: любовь, страх, позднее страсти и пороки ( алчность, боязливость). Его последователи выделили также убеждения и интерес. Тофлер: Сила, богатство, знание.

50. Б.Н. Чичерин о государственной организации и правовом регулировании.

Его произведения: «Курс госу-венной науки» и «Философия права».           1) о познаниях, которыми должен обладать законодатель. Законодателю не возможно довольствоваться лишь указаниями жизненной практики.Надо руководствоваться общими началами, которые можно выявить выявив все отдельные науки, касающихся человеческих обществ, и найти в них общее и достоверное.2)о предмете философии права. «Правоведение – наука развивается в подробностях законодательства в приложении к жизненным отношениям.Положительное право развивается под влиянием теоретических норм, которые не имеют принудительного значения. Отсюда рождается понятие о праве естественном в противоположность положительному. Это –система общих юр-х норм, вытекающих из человеческого разума и долженствующих служить руководством для положительного законодательства. 3)о понятии гос-ва. Если понятие гос-во рассматривать как система мест и лиц, стоящих над гос-вом. Гос-во с одной стороны – соединяющиеся лица, с другой система учреждений, которые служат ему органами.4) о невозможности договорного происхождения гос-ва. Договор- составляет лица свободные и самостоятельные, они связываются (люди) взаимными правами и обязанностями.Эти установления не суть договорные, это не отношения устанавливаемые самостоятельных воль, а единение воль, подчиняющее отдельные лица целому. Поэтому сам акт подобный не договорной, а постановление соединенных воль, которые, образуя единое самостоятельное целое, составляют народ, облеченный верховною властью. 5) об условиях, необходимых для утверждения в обществе гос-венной власти. Условия бывают частично юридическим, а частично фактическими.Власть должна быть законной, а не только фактической. Если фактическая власть успела утвердить законный порядок в гос-ве и установить повиновение, то тем самым она доказала свое соответствие гос-венной пользе. 6) о неограниченности гос-венной власти и ее нравственной силе. Нравственная сила гос-ной власти состоит в том, что «последнюю добровольно признают  и охотно ей подчиняются. О неограниченности- власть не должна ограничивать естественных прав людей. 7) о социальной структуре политически организованного общества и вытекающим из нее требовании к форме правления. Когда невежественной толпе говорят, что она была ничем, а будет всем, то это может привести к разрухе существующего режима, эта самая опасность. Наличие гос-венной власти у тех или иных лиц зависит от реальных условий гос-венной жизни. Либеральные профессии- умственная аристократия, главные двигатели прогресса.8) о политическом идеале. Идея гармонического соглашения элементов всегда лежит посредине между анархизмом и социализмом (крайности).Чем более тот или иной элемент подавляется, тем более восстановление недостающего составляет существенную потребность развивающегося общества. 9)о классификации форм правления на правильные и извращенные. Говоря об этой классификации он ссылается на труды таких известных философов как: аристотель, монтескье, шталь. Исследуя их труды, он приходит к выводам, «все что можно сказать, это то, что чем менее монарх действует путем закона и чем менее уважаются права граждан, тем более правление приближается к деспотии». 10) о парламентском правлении. Парламентское правление не ограждает подданных от беззаконий. Оно отдает правительственную власть в руки господствующей партии. Чтобы гос-ва не выходило за пределы закона, существует судебная власть. 11) о централизации и местом самоуправлении в госу-ве: Централизация проявляется в гос-ве в передаче местных дел на решение в утверждение центральной власти. Она включает:                            а) назначение центром местных властей б)надзор из центра, за местными властями посредством, отчетов, ревизий, и т.п. в)направление деятельности местной власти из центра посредством, постановлений, инструкций и предписаний. 12)о пределах повиновения граждан гос-венной власти. Граждане должны повиноваться гос-ву, но лишь когда оно действует в соответствии с законом.