Вина, совесть и мораль

Страницы работы

Содержание работы

Изард К.

ВИНА, СОВЕСТЬ И МОРАЛЬ

«Говоря о морали, нельзя забывать одного важного момента: пока она не эмоциональная страсть, пока она не проникнута ду- ховным теплом, это не что иное, как формальная честность. Истин- ная мораль, как и красота, нуждается не только в одном интел- лекте. Она невозможна без чувства доброй воли по отношению к другим, которое согревается внутренним огнем.» (Sinnott, 19-66, р. 181—182)

Возможно, что прямо или косвенно все эмоции играют некото- рую роль в развитии совести и морали. Если при обучении тому, что правильно, а что нет, используется грубое физическое нака- зание, появляются страх, гнев и стыд. Возбуждение и радость от заботы о других и от помощи близким, особенно когда не ожи- дается ничего взамен, могут характеризовать высшую форму морального поведения. Для развития аффективно-когнитивных структур совести и аффективно-когнитивных комплексов мораль- ного поведения наиболее важна такая эмоция, как вина.

В теории дифференциальных эмоций вина рассматривается как фундаментальная эмоция, возникающая, подобно другим фундаментальным эмоциям, в эволюционно-биологических про- цессах. Переживание вины, как и переживание страха, не являет- ся следствием обучения. Возникновению чувства вины способст- вуют некоторые внутренние активаторы, действие которых актуа- лизируется при минимально благоприятных социокультурных условиях. В дополнение к естественным активаторам вины каж- дая культура и каждый социальный институт (семья, религиоз- ная организация и т. д.), связанные с человеческой этикой и мо- ралью, предписывают определенные стандарты поведения, обу- чая им детей. Эти предписания образуют когнитивный компо- нент совести. Сочетание его с эмоцией, характеризующее высокое морально-этическое развитие, образует аффективно-когнитивные структуры. Эти структуры руководят действиями, которые лежат в основе морального и этичного поведения.

Переживание вины скорее, чем страха, оказывает влияние на совесть. Оно приковывает все помыслы человека к источнику вины, в то время как страх мотивирует бегство от своего объек- та и уменьшается на безопасном расстоянии от него. Баланс между страхом (избегающим поведением) и виной (чувством ответственности) рассматривается как показатель моральной зрелости.

Поскольку стыд и вина в некоторых отношениях тесно свя- заны, одной из целей этой главы будет сравнить эти две эмоции и таким образом указать признаки, отличающие каждую. Люди обычно легко их индентифицируют, говоря о различии между этими двумя эмоциями в своих личных переживаниях, но фор- мальное их описание довольно сложно.

Характеристики и функции вины

Смешение двух понятий — стыда и вины — имеет ряд осно- ваний. Эти две эмоции часто переживаются в одних и тех же или похожих ситуациях. Обе эмоции ведут к желанию скрыть что-либо или представить что-нибудь правильным, в выгодном для себя свете, правда, то, что скрывается или приукрашивается, существенно зависит от того, какая эмоция переживается.

Детерминанты вины

Эйбл-Эйбесфелд (Eibl-Eibesfeldt, 1971) доказал, что сущест- вует биологическая основа для развития этических норм, и пред- положил в соответствии с теорией дифференциальных эмоций, что имеется генетическая основа для последующего развития чувства личной ответственности и вины. Осьюбел (Ausubel, 1955), прямо не подтвердив биогенетический механизм вины, считал, что она выполняет столь фундаментальные функции в развитии и упрочении социальных норм, что должна развивать- ся во всех культурах, если условия хотя бы минимально этому благоприятствуют. Он предположил три психологических усло- вия, являющихся основными для развития вины: (а) принятие моральных ценностей, (б) усвоение чувства моральной обязанно- сти и верности этим ценностям, (в) достаточная способность к самокритике для восприятия противоречий между реальным поведением и принятыми ценностями.

Осьюбел (Ausubel, 1955) также придерживался того мне- ния, что существуют некоторые сходства между культурами в процессе усвоения вины и обусловленного виной поведения. Они возникают из: (а) основных аспектов взаимоотношений родителя с ребенком, (б) степени социализации детей, принятой в культу- ре и (в) определенных стадий когнитивного и социального раз- вития. Одной из наиболее важных основ для развития совести и вины, согласно Осьюбелу, является сильная потребность роди- телей и общества в развитии чувства ответственности у подра- стающих детей.

Феноменологические детерминанты вины, возможно, более легки для объяснения, чем детерминанты любой другой отрица- тельной эмоции. Вина возникает при неправильном действии. Поведение, которое вызывает вину, нарушает моральный, этиче- ский или религиозный кодексы. Обычно люди чувствуют вину. когда осознают, что нарушили правило и преступили границы своих собственных убеждений. Они могут также чувствовать ви- ну за отказ от принятия на себя ответственности.

Вина, подобно всем другим эмоциям, имеет большую сте- пень генерализации. Поскольку она связана с поведением в ши- рокой сфере морали, этики и религии, причины вины широко варьируют от индивида к индивиду, от одной этнической группы к другой и от культуры к культуре. Некоторые люди могут чув- ствовать себя виноватыми, если они едят мясо в пятницу, дру- гие — если вообще едят его, и, наконец, у третьих может не воз- никать никакой связи вины с употреблением в пищу какого бы то ни было продукта. Некоторые люди могут ощущать вину, ког- да они работают недостаточно по сравнению с их собственными мерками, с мерками их родителей или их референтной группы (социальной группы, ценности которой они разделяют); другие же могут чувствовать вину, будучи столь поглощенными своей работой, что у них не останется времени на общение со своей семьей и друзьями.

Некрасивый поступок, неверное действие могут быть также причиной стыда, но при несколько иных обстоятельствах. Если мы чувствуем стыд, потому что нарушили моральные, этические или религиозные нормы, то это вероятней всего потому, что это стало известно другим. Стыд является некоторым результатом усиления деятельности самосознания, происходящего из-за ожи- дания оценок наших действий или даже санкций за наши по- ступки.

В противоположность вине стыд может возникать из-за дей- ствий, не описываемых моральным, этическим или религиозным кодексом. Это то, что Осьюбел (Ausubel, 1955) назвал «немо- ральным стыдом». С его точки зрения, «моральный стыд» сле- дует из отрицательной моральной оценки другими действий, необязательно аморальных в глазах правонарушителей. Мораль- ный стыд может возникать также в связи с виной у кого-либо преступающего моральные нормы и затем представляющего себе как это выглядит в глазах других. Вина, наоборот, связана прежде всего с осуждением своего поступка самим индивидом, независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут отнестись окружающие. Вина включает такие реакции, как рас- каяние, осуждение самого себя и понижение самооценки.

Должно быть отмечено, что чувство вины не зависит от ве- рований субъекта и верности писанным или эксплицитным мо- ральным, этическим или религиозным кодексам. Эти кодексы могут быть имплицитны и оцениваться интуитивно. Едва ли не каждый обладает этическими понятиями, которые руководят его межличностным и социальным поведением, но очень немногие люди все время держат в сознании структуру и детали этих рамок.

Похожие материалы

Информация о работе