Вина, совесть и мораль, страница 5

В дополнение к уже рассмотренным теориям, большое коли- чество авторов (например, Switzer, 1968) описали тесное взаимо- отношение между виной н страхом. Ангер (Unger. 1962) пред- ставил более детальный анализ вины, в котором страх или тре- пога образовывали интегральную часть, но. к сожалению, дал очень двусмысленное определение тревоги. Мы будем рассмаг- ривать его понятие тревоги как синонимичное страху (страх и тревога используются Ангером как взаимозаменяемые понятия).

Ангер определяет вину как двухстадийный опосредующий процесс. Первая стадия — вербально-оценочный ответ (напри- мер: «Я нс должен был делать этого!»). Вербально-оценочный процесс первой стадии запускает вторую стадию или автономно- висцеральную реакцию страха. Анализ Ангера пытается опреде- лить особенности поведения родителей н взаимоотношений роди- телей и ребенка, которые ведут к развитию вины. Он нашел неко- торые исследования, подтверждающие предположения о том, что эмоция может быть вербально опосредована и его семантическое обусловливание (например, Luria, Vinogradova, 1.959) может поставить автономные ответы под контроль вербальных опосре- дующих процессов.

Ангер отмечал, что постулирование прототипического вер- бального компонента в вине подразумевает, что это — уникаль- ный человеческий феномен. В этом пункте он не соглашался с целым рядом исследователей — от Дарвина до Маурера. После- дующие указания на различия в реакциях вины среди различ- ных видов собак показали очевидность врожденного компонента в восприимчивости вины. Однако Ангер согласен с Маурером и другими, что вина развивается в контексте эмоционального взаи- моотношения.

Согласно Ангеру, индивидуальная зависимость и эмоцио- нальная привязанность к другому человеку (обычно к родте- лям или заменяющим их лицам) образуют стадию развития за- висимости и боязни отделения, 410 является фундаментальным в развитии вины. Как и Сарасин. Маурер и другие, придержн- вавшнеся представлений теории научения или общей теории по- ведения, Ангер определил BIIIIV или по крайней мере аффектив- ный компонент вины как тип страха.

С точки зрения Ангера, воспитание маленького ребенка лю- бящим и оберегающим родителем развивает v него сильную зависимость. Родитель, тесно связанный с ребенком день за днем и неделю за неделей в течение первых месяцев и лет жизни, ответствен за ограничение и исключение болезненных и фруст- рирующих ситуаций. Таким образом, наличие и доступность ро- дителя имеют огромное значение для маленького ребенка, и нао- борот, его отсутствие вызывает «тревогу зависимости» — прилю- дию к развитию вины.

Воспитание ребенка и сопутствующее развитие способности испытывать тревогу зависимости при отсутствии родителей и об- разуют стадию научения вине. Согласно Ангеру и другим пред- ставителям теории обучения, такое научение начинается или по крайней мере начинает сказываться в четырех-пятилетнем воз- расте. Слова и действия родителей, такие, как «никогда не делай этого больше», «плохо», «как тебе не стыдно», согласно Ангеру. интерпретируются ребенком как признаки удаления и отделения и поэтому вызывают тревогу зависимости. После большого числа таких эпизодов ребенок начинает оценивать свое поведение в ог- сутствие родителей, а через некоторое время—заранее, избегая нарушения норм и, следовательно, тревогу зависимости, которую Ангер рассматривал как аффективный компонент вины.

Ангер приводит некоторые неоспоримые доказательства в пользу предположения о том, что психологические («ориентиро- ванные на любовь») методы дисциплинарного воздействия обла- дают большей силой в тренировке вины, чем физические наказа- ния (МсКеппап, 1938; Whiting, Child, 1963; Faigan, 1953; Miller. Swanson, 1956; Funkenstein et al., 1957; Unger, 1962). В то же время он подчеркивает, что психологические приемы тренировки вины будут работать, лишь если заложена основа воспитания и продолжаются аффективные взаимоотношения между родителя- ми и ребенком.

Ангер также подчеркивает значение понятного и непосредст- венного дисциплинарного воздействия в противовес неясному ребенку и неопределенному (например: «Бог накажет тебя», «Ты никогда не загладишь свою вину»). При такой угрозе оценочная реакция ребенка («Я сделал ошибку») может просуществовать в течение очень продолжительного периода времени п, возмож- но, повлиять на возникновение интрапунптнвного поведения, отражающего стремление уменьшить каким-либо образом вину «тревогу зависимости).

Многие исследователи поддержали тезис о том, что иденти- фикация с добрыми и благосклонными родителями, которые ис- пользуют «ориентированные на любовь методы дисциплины», способствует достижению моральной зрелости. Было показано (Sears, Maccoby, Lewin, 1957), что проявление любви исключи- тельно эффективно в моральном воспитании. Например (Gluec.k, Glueck, 1950), выяснилось, что физические наказания более ча- сто применялись родителями подростков, ставших правонаруши- телями.

Мак-Кениан (МсКеппап, 1938) изучал влияние психологи- ческого и физического наказаний с помощью ретроспективных отчетов студентов Гарварда. Студенты описывали свои реакции на каждый тип наказания, например, на физическое — «гнеЕ, упрямство, возмущение, раздражение, ненависть, холодное отвра- щение и так далее» (р. 500); реакции же, которые возникали ц ответ на психологические воздействия были — «чувство сты- да, огорчение, укоры совести, раскаяние, тревога за то, чтобы не обидеть вновь, и так далее» (р. 498).

Магер (Maher, 1966) определил вину так же, как Ангер. Он описывает вину как частный случай тревиги, возникающей из ожидания уменьшения любви за свое поведение. Подобно Анге- ру, он включил в состав этой эмоции вербальные оценки и эмо- ционально-висцеральные реакции (в основном страх).