Христианские политико-правовые доктрины. Взгляды Апостолов Иоанна и Павла, Св.Августина, Фомы Аквинского и Николо Макиавелли. Идеи христианского социализма, страница 5

Отстаивая идею социальной справедливости, они полагают, что общее благо людей есть традиционная христианская концепция: давать каждому свое во имя общего блага (т.е. не уравниловка, а функциональный подход: каждому свое в зависимости от его функций и в соответствии с возможностями общества,  потребностями в  гармоничном общем благе). 

Суммируя политико-правовые ценности  доктрины христианских  демократов, заметим, что они:

1) отвергают и государство-попечителя, и государство-жандарма, предусматривая вмешательство государства в жизнь общества во имя блага всех слоев, групп населения;

2) выступают за постоянный диалог между всеми политическими силами и общественными институтами во имя общего блага, т.е. блага для всех. Если же противоречия между политическими субъектами носят антагонистический характер, то тогда основная ценность – благо  большинства населения,  социальная  справедливость  во  имя  этого большинства;

3) отвергают насилие как метод политической борьбы, но считают, что в борьбе с диктаторскими режимами возможно обращение к такому средству,  как восстание. Выступая за стирание различий между классами,  за  недопущение  безмерного обогащения господствующих в обществе классов,  они заявляют, что прежде всего отстаивают  интересы трудящихся, борятся за отмену привилегий капиталистов, против эгоизма и социального безразличия предпринимателей;

4) исповедуют идею демократического национализма, т.е. выступают за самоопределение наций, за обеспечение контроля над ключевыми отраслями экономики со стороны государства и отечественных предпринимателей, за развитие национальных культур и сохранения "национального лица" в науке и технологиях. Утверждая национальное право народов на самобытность, они полагают, что национальные задачи могут быть разрешимы только с учетом интересов других наций и народов, общих интересов человечества в целом. Признавая право каждой из своих партий на свободу применения общих принципов в соответствии с национальными особенностями своей страны, они отвергают национальные идеи,способствующие разжиганию ненависти и вражды между нациями и народами.

Включив в определение партий понятие "христианские", теоретики этой доктрины прежде всего имели в виду следующее: первоосновой доктрины является духовное,  а не материальное начало. Речь идет о признании первичной той совокупности ценностей, которая характерна для христианского  вероучения;  политическая  деятельность  должна осуществляться методами,  основанными на христианских нравственных заповедях. При этом считается, что даже 99,99% граждан любой страны не должны иметь возможности принять решение, ущемляющее права 0,01% остального населения. Словом, конституции, законы, утверждающие идеи расизма, геноцида, дискриминации,  тоталитаризма являются в высшей степени несправедливыми, а абстрактные идеи "развития страны", “прогресса экономики”, “привлечения инвесторов”, “повышения конкурентности общественного хозяйства”, если  не поставлены на службу личности и общему благу  всего народа, нации -  бессмысленны.

Идея верховенства общего блага подразумевает, что власть должна обеспечивать такое состояние общества, при котором население может распоряжаться материальными и духовными благами в соответствии со своими представлениями о справедливости и не ущемляя права личности на удовлетворение своих потребностей.

Способность гражданского общества, органов его самоуправления к совершенствованию рассматривается с позиций христианской  заповеди о труде как основной ценности в обществе. Способность и этический долг личности трудиться и бороться во имя совершенствования себя и общества, во имя практического воплощения социальной доктрины католической церкви (идеи всеобщего этического долга трудиться, долга государства  перед обществом и социальной солидарности).  Признавая в этой  связи право всех форм собственности (государственной,  семейной, частной и т.д.) на существование, христианские демократы полагают, что через развитие  общинной  собственности (во всех ее разновидностях: артельной, кооперативной, муниципальной…)  возможно разрешение классовых и социальных противоречий, сближение и солидарная деятельность людей.

Они полагают,  что государство должно являться представителем гражданского общества. Поэтому оно обязано и имеет право:

оказывать поддержку всем частным лицам в достижении важных  общественных    целей;

вмешиваться в дела общества, координируя и контролируя деятельность индивидов, групп во имя обеспечения общего блага.  В соответствии с христианскими воззрениями считается, что бездеятельность государства перед лицом неравноправия,  несправедливости,  дискриминации личности и социальных групп является преступлением.  Государство, все политические субъекты и само гражданское общество должно,  признавая естественные права личности, отстаивать, защищать права профсоюзов, семьи, учреждений культуры и других организаций гражданского общества.  При этом именно  государству вменяется в обязанность координировать и  гармонизировать отношения между социальными группами и институтами гражданского общества. При этом самим людям, их институтам отводится не пассивная, а активная роль в общественной жизни.

В соответствии с заповедью Христа о братской любви между всеми людьми, христианские демократы отстаивают как одну из высших духовных ценностей идею социальной солидарности  народов, наций и  принцип международной  социальной солидаpности.