Христианские политико-правовые доктрины. Взгляды Апостолов Иоанна и Павла, Св.Августина, Фомы Аквинского и Николо Макиавелли. Идеи христианского социализма, страница 4

2. В социальной и духовной сферах они выступают за равноправие всех граждан, за утверждение в гражданском обществе принципов милосердия, веротерпимости и взаимопонимания, за свободное развитие науки и искусства, основанное на заботе сохранения священного дара жизни, о счастье и социальной справедливости.

3. В политической сфере современные христианские социалисты выступают против "олигархии капитализма" и "тирании коммунизма". Устойчивой политической системой современного общества социальной справедливости они считают плюралистический демократический режим, предусматривающий, в числе других, и право религиозных организаций на участие в политической жизни, реальное право граждан принимать политические решения, обязательные для своих правительств. Равенство перед Богом, по их мнению, означает и равенство прав всех  граждан на свободную и счастливую жизнь,  прав и обязанностей  каждого заботиться о ближних,  униженных, бедных и обездоленных. Это, как  полагают  христианские социалисты,  является залогом создания Царства Божия на планете.  Они отвергают насильственное разрешение  социальных  и политических конфликтов,  гонку ядерных вооружений и выступают за утверждение в международных делах принципов цивилизованного, демократического политического мышления.

4. Идеологическая борьба между сторонниками различных философско-политических доктрин - явление естественное и привычное с давних времен. Но обвинения, которые предъявляются к христианским социалистам и христианским демократам их оппонентами, парадоксальны. Либерализм и консерватизм обвиняют христианских демократов  в том,  что  они  "замаскированные религией марксисты",  а марксисты часто утверждают,  например,  что христианские демократы  типичные буржуазные реформисты, отстаивающие интересы капиталистов изощренными  религиозными методами.

Выработку по-настоящему законченной и аргументированной доктрины христианско-демократических воззрений завершил Рафаэль Кальдера, бывший президент Венесуэлы (1969-1974) и президент Христианско-Демократического Интернационала (1961-1967), тонко заметивший в одной из своих публицистических работ,  что "христианская демократия – это не крещеный марксизм и не переименованный  либерализм, а  самостоятельная философско-политическая мысль,  самостоятельная  идеологическая доктрина". Название доктрины включает в себя политическую позицию (демократия) и философско-социальную основу взглядов (христианская).

Христианские демократы рассматривают демократию как систему организации политической жизни общества, включающую в себя: 1) существование различных политических партий;                   2) выборность органов управления; 3) представительную демократию (парламентский тип политико-правового режима); совокупность логически связанных между собой демократических ценностей.

Демократия - это правление народа как органичной общности человеческих личностей. Отсюда христианские демократы делают вывод о том,  что задачей правительства и парламента  является  не  просто развитие  общества,  а создание условий для повышения уровня жизни всех людей,  составляющих данный народ, удовлетворение нужд и чаяний сообщества. Поскольку в понятие "народ" включаются все без исключения члены общества, постольку подлинная демократия должна основываться на плюрализме, множественности мнений и, соответственно, на многообразии форм общественной жизни. Словом, допустимо существование и пропаганда любых идей, кроме противоречащих законопорядку и призывающих  к  преступному насилию для установления политического господства и подавления политических оппонентов  (например,  фашизм). 

Что касается социального плюрализма, то признавая семью как основной институт плюралистической демократии, христианские демократы полагают, что воспитательная и хозяйственная функции семьи должны испытывать на себе вмешательство государства, если эти функции отождествляются со вседозволенностью, самодурством и анархией. Социальный плюрализм подразумевает самоценность самоуправляющихся местных коммун (муниципий), правовое признание самоценности регионов, имеющих культурную и хозяйственную специфику (без дробления государства на независимые уделы региональной элиты), важности профсоюзов (как формы свободного выражения воли трудящихся, их представлений о социальной справедливости и путях улучшения своего положения в производственно-экономических процессах), необходимость культурных обществ, просветительских, религиозных, культовых и учебных учреждений, отвечающих культурным потребностям людей.

Своеобразие демократии в доктрине христианских демократов и в том, что они не приемлют индивидуалистскую демократию, т.е. ситуацию, в которой объектом политики является индивид,  личность. Они проповедуют идею “общинной демократии”,  служение общему  благу  при внимании к личности.  Из идеи общинной демократии вытекает и такой принцип,  как непосредственная демократия в общине  (политической, экономической, культурной), т.е. идея постоянного (а не от выборов до выборов) диалога народа и правительства, а также идея о важности организационного "оформления" чаяний различных групп общества, т.е.  создание и функционирование новых самоуправляющихся структур в рамках традиционных общественных институтов.