Христианские политико-правовые доктрины. Взгляды Апостолов Иоанна и Павла, Св.Августина, Фомы Аквинского и Николо Макиавелли. Идеи христианского социализма, страница 2

 В понимании человека, Фома исходил из того, что индивид есть как личностное соединение души и тела. Душа нематериальна и субстанциальна,  однако получает завершающее осуществление лишь  через тело.  При этом человеч. душа - не просто "двигатель" тела, но его субстанциальная форма. Личность есть самое благородное во всей разумной  Природе  и  интеллект - это всегда личный интеллект и постольку не является абсолютным началом, а лишь часть целого. Только в Боге интеллект есть сущность, в человеке же - потенция сущности, так что не "интеллект мыслит",  но человек мыслит "при посредстве" интеллекта. Разум человека сам по себе выше воли и способен на обширные познания, но в жизни любовь к Богу важнее, чем познание Бога.  Естественный  закон,  вложенный Богом в сердце людей подчинен Божественному закону (см. этику Аристотеля). 

В трактате "О правлении государей" Фома, как замечают автоpы Философского   энциклопедического словаpя (М.,1983), "...соединяет восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели госудаpственной власти, о моральном  добре  как  середине  между порочными крайностями".  Цель "правильного" государства в том,  чтобы создать  человеку  условия для его морального и духовного развития (и физического тоже). Люди не равны по своим способностям и возможностям и в этой связи государство и состоит из разных сословий, хаpактpизующихся прежде всего как работники:  земледельцев, ремесленников, солдат, политиков, священников.  Задача  государства  - обеспечить их единство вокруг общих целей и согласие в обществе.  Различая шесть форм  государственной власти (см.Аpистотеля), Фома полагал, что кpитеpием их отличия является "спpаведливость" по отношению к гpажданам.

Для pеализации этой спpаведливости больше всего подходит коpолевская власть, божественная по своему пpоисхождению. Hо основой госудаpства является наpод. Пpактика показала, утверждал Фома, что коpолевская власть может быть подвеpжена поpче и  тогда  -  пpощай  спpаведливость. Поэтому  больше  гаpантий для спpаведливого пpавления дает смешанная власть,  когда в упpавлении участвуют монаpх, аpистокpатия (только по заслугам пеpед стpаной) и наpод.  Именно вовлечение в упpавление наpода и дает госудаpству социальную  стабильность  и возможность  лучше  понять  в чем состоит спpаведливость и создать лучшие законы, в котоpых выpазить суть спpаведливости. Если же монаpх наpушает такие законы, обязательные для всех, то наpод (с благословления цеpкви, разумеется!) имеет пpаво восстать против тирана,  систематически  извращающего справедливость.

Итальянский мыслитель и политик Никколо Макиавелли (1469-1527) в 1513 г. написал первую из своих известнейших работ "Государь", в которой обобщил свой более чем десятилетний опыт работы секретаря Флорентийской республики. Кстати, эта его работа была настольной книгой И.В.Сталина.

Макиавелли впервые обосновал тезис о том, что государство (особым образом организованная власть) может и должно рассматриваться не только (и не столько) как орудие для достижение справедливости, благосостояния граждан, воли Бога и т.д., но и как самостоятельная ценность для многих людей.

Целью государства является сама власть, имеющая автономную систему ценностей, и государство может быть рассмотрено и исследовано с этих позиций самостоятельно, т.е. отделенное от философии, религии и морали. В этом случае   обсуждаются только средства, методы  взятия власти в стране, ее удержания  и распространения.  Мораль и государство – одинаково важные феномены, но они не соприкасаются, когда речь идет об этих способах и методах, т.к. цель (власть) оправдывает средства. Аморальность ради аморальности не может быть допускаться в стране, но, когда речь идет о государстве, то добро есть все то, что способствует цели политики (власть), а зло – все то, что неэффективно для этой цели.  

Центральной темой работы «Государь» является описание качеств "идеального правителя" и политических технологий управления, которые должны им использоваться для удержания власти. Автор не рассматривал эти качества в отрыве от общественных потребностей и исходил из того, что основными мотивами поведения людей являются страсть к   приобретению,  собственничество и честолюбие (включая и его пассивную форму - чувство собственного достоинства). Цель всех людей - слава и богатство. Главным  моральным качеством правителя является честь, с которой связаны остальные - разумность (мудрость), религиозность (показатель нравственного развития всего общества), доблесть (природное свойство ума  и  силы), слава, гордость, достоинство. Отрицательными качествами являются изнеженность, легкомыслие, нерешительность, трусость и низость.

Макиавелли писал, что нельзя называть доблестью убийство сограждан, предательство друзей, отказ от веры и сострадания. Все это может принести власть,  но не славу и любовь граждан.  Подлежат осуждению  и позору люди, которые разрушают религию, государство, не имеют доблести и учености. И такими являются насильники, невежды, бездельники, подлецы и ничтожества. Он считая, что политическая власть, действующая во имя укрепления государства, является высшим благом для всех граждан.

Макиавелли прежде всего выделяет следующие основы технологий управления обществом, полагая, что управление, базируясь на единоличном правлении государя и подкрепляемое репрессивно-охранительными мерами, должно учитывать, что: