Христианские политико-правовые доктрины. Взгляды Апостолов Иоанна и Павла, Св.Августина, Фомы Аквинского и Николо Макиавелли. Идеи христианского социализма, страница 3

 - нельзя покушаться на имущество сограждан и их жен, т.к. люди скорее забудут о смерти отца, чем о потере наследства;

 - в обществе действует закон перемен, изменчивости его состояния. Отсюда важность избрания таких целей и способов действий, которые соответствуют духовному состоянию масс (можно убить монарха, но этим монархию упразднить сразу нельзя, т.к. люди выберут себе нового; все определяется состоянием политической "материи" - людей);

 - проявление мудрости правителя в том, что уменьшается возможность граждан действовать по произволу, что необходимо воспитание у людей доблести с помощью необходимости, упорядоченной и выраженной в законах государства;

 - Судьба , как и Случай, действуют в той же сфере, что и Доблесть, т.е. в пространстве между природной обусловленностью натуры человека и человеческим произволом.  Фортуна (Удача, Случай, Судьба; у древних римлян – Богиня судьбы) чаще всего не зависит от человека, но она может все же прийти к тому,  кто действует, а не предается стенаниям по поводу невезения,  к тому, кто не только осмотрителен, но и (главное) напорист;

-  насилие неизбежное явление для власти.  Критерием правомерности насилия является общественный интерес.  Правитель,  действуя  во имя общего блага, может прибегать к чрезвычайным мерам, т.к. только те насилия заслуживают  порицания, цель которых не исправлять, а портить. Критерием оценки действий правителя в отдельных случаях может служить цель, ради которой предпрняты его действия. Державный интерес оправдывает все средства, т.к. в политике побеждает тот, кто опирается на хорошо вооруженную силу, тот, кто дальновиднее и умеет выдать ближайшую общую для граждан цель за конечную для всех участников действий. Правитель, особенно новый, не может соблюдать всего того, что принято в обществе за "хорошее", он часто вынужден действовать против милосердия и человечности,  спасая государство,  страну; от опасностей нельзя освободиться безопасным путем и путем бездействия; здесь цель  оправдывает средства;

 - отрицательные качества правителя опасны тем, что влекут за собой дурную славу, а без поддержки граждан правитель не может управлять. Презрение и ненависть граждан есть самое опасное для правителя. Его задача заключается в завоевании расположения народа.  Для завоевания этого расположения есть два метода: любовь к правителю и страх перед ним. При этом надежнее всего страх, поддерживаемый угрозой наказания. Но этом метод должен сочетаться с заботой,  опекой подданных: воздержанием от притеснений народа, если нет чрезвычайных ситуаций; защитой собственности граждан  от злоумышленных действий  госаппарата  и частных лиц; оказанием поддержки производству и торговле; защитой граждан от мздоимства чиновников; совершением  действий,  воспринимаемых гражданами как благодеяния государя, и своевременным разрешением конфликтов между гражданами.

В этой его работе можно найти такие утверждения:

- люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого;

- государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться, этим умением смотря по надобности;

- государю нет необходимости обладать... всеми добродетелями, но есть прямая необходимость    выглядеть обладающим ими;

- об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди прожданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости,  ибо  он умел  распознать их способности и удержать их преданность;  

- все вооруженные пророки побеждали, а все безоружные гибли. Ибо... надо иметь в виду, что нрав людей непостоянен, и если обратить их в свою веру легко, то удержать в ней трудно.                 

Вопрос № 2

                                      3.3. Идеи хpистианского социализма

Цельная концепция "христианского социализма", базирующаяся на Ветхом и Новом  Заветах, была разработана в первой половине XIX века. Как известно, впервые термин "социализм" был введен в широкое  употребление французским евангелистом А.Вине в 1831 году, использовавшего это понятие как  синоним  словосочетания  "противоположность  индивидуализму".  С тем же содержанием это понятие было использовано основоположниками "христианского социализма"  Ф.Ламенне (1782-1854) и П.Леру (1797-1871). Следует иметь в виду, что идеи "христианского социализма" с этого времени были достаточно популярны всегда, но особую активность их сторонников исследователи отмечают с 60-х годов нашего столетия во Франции, Великобритании и США. С 70-х годов нашего столетия в США начался новый этап активности христианских социалистов, связанный во многом с деятельностью Майкла Харрингтона (1928-1989), философа, политического де ятеля и публициста. Каковы же современные политические ценности концепции "христианского  социализма"?

1. В экологической и экономической сферах эта концепция отстаивает гармоничность отношений в системе "человек-общество-природа" и особое значение придает  экономической  демократии,  участию трудящихся  в  управлении  предприятиями,  развитию кооперативного движения, считая его важнейшим методом реализации принципа приоритетности труда над капиталом. Одновременно теоретики "христианского социализма" полагают,  что социализация основных форм собственности  лишь тогда станет основой создания общества справедливости и равенства, когда она будет освящена божественным авторитетом, опираться на христианские социалистические принципы морали.