Избирательное право и избирательный процесс в зарубежных странах, страница 7

В связи с тем, что какая-то часть избирателей в день проведения голосования не находится на месте своего постоянного жительства, где они внесены в списки избирателей, вопрос с предоставлением им права голоса имеет различные решения.

В Австрии избиратель, зная, что в день голосования он не сможет быть по месту своего постоянного жительства, имеет право заранее получить удостоверение на право голосования (это запечатанный в конверте официальный бюллетень). Предъявив в день голосования удостоверение на право голосования в месте своего пребывания, он получает не заполненный официальный бюллетень, заполняет его, вкладывает в конверт и опускает в избирательный ящик.

В некоторых странах в подобных случаях избирателям предоставляется право голоса по почте. Такой порядок предусматривает германский избирательный закон. Необходимо чтобы пересланные почтой на имя руководителя выборов своего избирательного округа удостоверение на право голосования и запечатанный в отдельном конверте правильно оформленный бюллетень поступили адресату до 6 часов вечера дня выборов.

Следующий вариант решения обозначенной проблемы - голосование по доверенности. Так во Франции Избирательный кодекс содержит перечень лиц, которые имеют право выдавать доверенность на голосование от их имени. К таким лицам относятся: граждане, находящиеся за границей, лица отсутствующие по служебным делам или по состоянию здоровья, лица имеющие по своему физическому состоянию препятствия для участия в голосовании, лица работающие вне пределов департамента (где расположена соответствующая коммуна) и их супруги.

С целью уменьшения вероятности фальсификации итогов голосования на всеобщих выборах избирательный закон отводит на само голосование один день.

9. Подсчет голосов и установление результатов выборов.

Сразу по окончании голосования вначале на избирательных участках гласно производится подсчет голосов. Вначале собираются и подсчитываются данные общего числа отданных голосов, а затем определяется число действительных и недействительных. Как правило, избирательные законы точно оговаривают какие голоса следует относить к недействительным. Наиболее частые основания недействительности это невозможность однозначно определить волеизъявление избирателя и несоответствие бюллетеня формальным требованиям. Затем документы участкового избирательного органа пересылаются в вышестоящий, как правило, окружной, избирательный орган. На основании документов представленных с избирательных участков в окружные избирательные органы последние решают о действительности выборов, об их результативности и о потребности еще одного тура голосования или проведении новых выборов.

Окончательные результаты выборов определяются центральным избирательным органом и официально опубликовываются.

Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе осуществляют избирательные органы, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке. Кроме того, представительные органы, как правило, после своего избрания создают специальные комиссии, которые проверяют правильность прошедших выборов.

В некоторых станах создаются дополнительные органы для контроля правильности проведения избирательного процесса. Например, во Франции Избирательный кодекс предусматривает в коммунах с населением более 10 тысяч жителей образовывать комиссии с задачами наблюдения за правильным формированием избирательных бюро, законностью избирательных операций, подсчетом бюллетеней и поданных голосов, обеспечением гарантий для избирателей и кандидатов.

Во многие избирательные законы включены составы правонарушений связанные с выборами и соответствующие санкции, включая уголовные. К примеру испанский избирательный закон содержит порядка тридцати составов правонарушений, за которые предусматриваются штрафы, непродолжительные и продолжительные до шести месяцев аресты.

Заключение.

Избирательное право один из элементов обеспечивающих в обществе необходимый правопорядок, с помощью его разрешаются социальные конфликты и противоречия, а само общество удерживается от саморазрушения. Нормы избирательного права выполняют важную функцию  согласование различных интересов в обществе, а так же нахождения и принятия, согласованных и компромиссных решений. Избирательное право способствует закреплению механизма функционирования политической системы, придает легитимность политическим решениям и органам государственной власти. Легитимность обеспечивает власти поддержку населения вне зависимости от популярности принимаемых ею решений. И наконец способствует обеспечению политических свобод человека, гарантирует и обеспечивает их реализацию.

Произошел постепенный переход к середине двадцатого века от цензового избирательного права ко всеобщему и равному. Основная тенденция развития избирательного права его демократизация.

Литература:

1.  Маклаков В.В. Иностранное конституционное право. Москва. Юрист. 1997 год.

2.  Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Москва. Бек. 1996 год.