Избирательное право и избирательный процесс в зарубежных странах, страница 2

Для пассивного избирательного права возрастной ценз, как правило, выше. Смысл возрастного ценза в том, чтобы предоставить человеку избирательное право по достижению им определенного уровня зрелости, когда уже имеются определенные навыки в решении жизненных проблем и способность их понимать. Закон осуществляет в решении вопроса возрастного ценза не дифференцированный, а интегрированный подход, чем учитывает не частные случаи, а общие тенденции.

В соответствии с законом активное избирательное право, как правило, наступает по достижению соответствующего возраста на день голосования. В некоторых странах, таких как например Австрия, по достижению соответствующего возраста, а именно 19 лет, к началу избирательной компании.

Верхний возрастной предел для избрания в государственные органы в демократических государствах, как правило, не устанавливается, а гарантией от маразматического правления заключается в демократическом политическом режиме и высоком уровне политической культуры общества. Это подтверждено опытом таких стран как Германия, США, Индия в которых высшие выборные должностные лица успешно справлялись со своими обязанностями, используя богатый накопленный жизненный опыт на седьмом, восьмом и даже девятом десятке лет жизни.

Следующий ценз - ценз оседлости. Он ограничивает избирательное право до определенного срока проживания лица в данной стране или местности. Например, во Франции одним из условий получения избирательного права на любых выборах, является необходимость проживания в коммуне не менее шести месяцев. Это делается с целью исключения случайных и не знакомых с проблемами своей местности людей и конкретно направлено против лиц, не имеющих постоянного места жительства или часто его меняющих. В настоящее время ценз оседлости обнаруживает тенденцию к сокращению и исчезновению вовсе особенно при проведении всеобщих выборов.

Следующий ценз - ценз гражданства. Он не тождественен цензу оседлости и имеет свои отличия. По этому специальному условию к выборам допускаются лишь лица состоящие в гражданстве не менее установленного срока. Этот ценз никак не связан со сроком проживания в стране и такового не требует. Например, для того чтобы стать членом палаты представителей Конгресса США, необходимо состоять в гражданстве США не менее 7 лет, а сенатором - не менее 9 лет. Получившие гражданство Аргентины право голоса получают спустя три года после получения гражданства, в Тунисе - через 5 лет, а в Таиланде такие граждане не пользуются таким правом вовсе.

Имущественный ценз. В результате борьбы рабочего класса за свои права и роста образовательного уровня трудящихся масс в двадцатом веке этот ценз практически повсеместно был отменен. После этого избирательное право стало считаться всеобщим. Смысл этого ценза, устанавливавшегося на заре конституционного строя, заключался в том, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже чем на определенную сумму, или чтобы он платил определенного размера налоги.

Ценз по половой принадлежности не допускал к реализации избирательного права женщин и, так же как и имущественный ценз, уничтожен в течение двадцатого века. Например, в демократической Швейцарии окончательно это произошло лишь в 1971 году.

Образовательный ценз. Он тесно связан с имущественным и имеет разновидность - ценз грамотности. Образовательный ценз ограничивает допуск к выборам лицам не обладающих установленным объемом образования. Со временем того, как образование становилось бесплатным и обязательным он потерял свой имущественный характер и в настоящее время почти не практикуется. Ценз грамотности предполагает умение читать и писать на государственном языке, а иногда понимать и истолковывать конституцию страны в настоящее время ни так уж и редок, особенно когда это относится к пассивному избирательному праву. Например, в Бразилии не могут пользоваться пассивным избирательным правом неграмотные, это исключает возможность политического манипулирования выборными государственными должностными лицами и органов местного самоуправления.

Религиозные цензы встречаются крайне редко. Например, выполняя одно из требований к кандидату в депутаты иранского парламента, необходимо активно исповедовать ислам.

Моральные цензы образуют особую группу. Так в Мексике не предоставляется избирательное право лицам, злоупотребляющим наркотиками, в Нидерландах - лишенным родительских прав. В Исландии от избирателя требуется что бы он вел хороший образ жизни, обладал добрым нравом и свободно распоряжался своим имуществом (т.е. без опеки). При определении признаков моральных цензов некоторые юридически установить сложно. Например -добрый нрав, поддающийся достаточно произвольному истолкованию.

Лишаются избирательного права лица отбывающие наказание лишением свободы по приговору суда. Кроме того, лицо может быть по приговору суда лишено публичных прав (включая и избирательное), так же действие этих прав может быть приостановлено и без лишения свободы. Например, в Мексиканских Соединенных Штатах реализация прав приостанавливается в случае бродяжничества и систематического пьянства, что должно быть установлено в предусмотренном законом порядке.

Специфическое ограничение - ценз несовместимости имеет отношение лишь к пассивному избирательному праву. Смысл его заключается в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность, имеющее какой либо выборный мандат или какое-либо определенное занятие, в случае, если это лицо намерено и далее занимать эту должность или сохранять этот мандат или осуществлять это занятие. Например, во Франции кадровые военные и приравненные к ним лица не могут быть депутатами Национального собрания и советниками. Не допускается совмещение более двух выборных мандатов, совмещение депутатского мандата с осуществлением руководящих функций в частных компаниях.