Избирательное право и избирательный процесс в зарубежных странах, страница 3

Второе специфическое ограничение пассивного избирательного права - не избираемость. Тот же французский Избирательный кодекс предусматривает, что супрефекты и генеральные секретари префектур не могут быть избраны в любом избирательном округе департамента, где выполняют свои функции или выполняли их в последний год до выборов.

б)Свободное участие в выборах и обязательный вотум.

Эти два принципа имеют отношение к активному избирательному праву. Свободное участие в выборах избирателей или принцип свободных выборов означает что избиратель сам в праве решать в какой степени участвовать в избирательном процессе и участвовать ли в принципе. Отсюда следует что при подведении итогов голосования не имеет значения какой процент избирателей осуществил волеизъявление и если хотя бы один проголосовал, то выборы следует считать состоявшимися. Принцип характерен для многих стран с англосаксонской правовой системой. Добровольность его проявляется не только на стадии голосования, но и на стадии регистрации избирателей. Испанский Органический закон об общем избирательном режиме 1985 года формулирует принцип свободных выборов так: «Никто ни под каким предлогом не может быть обязан или принужден к осуществлению своего избирательного права или к раскрытию тайны своего голосования».

Не принятие участия избирателей в выборах называется абсентеизмом. Решение о не принятии участия в выборах объясняется самыми различными причинами, но чаще всего эти причины носят политический и экономический характер. Избиратель может не принимать участия в выборах по причине болезни, отдаленности избирательного участка, отъезда в командировку и т.п. Подобные причины характеризуют его аполитичное поведение. Если же избиратель свое неучастие в выборах использует как политическую демонстрацию, то такое его поведение относится к понятию политического абсентеизма.

Высокий уровень абсентеизма приводит к тому, что в результате орган власти оказывается избранным не значительной частью населения. Это вызывает сомнение в его легитимности. А в тех случаях, когда закон устанавливает обязательный минимум участия избирателей в выборах к неудовлетворительному их результату.

Для уменьшения аполитичного абсентеизма принимаются самые различные меры, такие как голосование по почте, голосование по доверенности, доставка избирательных урн к избирателям в труднодоступные места их проживания и т.п.

В таких странах как Италия, Австралия, Греция и ряде других предусмотрен обязательный вотум, то есть юридическая обязанность избирателя принять участие в голосовании. В Италии за нарушение гражданского долга, а именно за не принятие участия в голосовании предусмотрены только моральные санкции, а в Австралии грозит штраф, в Греции и Турции даже лишение свободы.

В тех странах, где установлен обязательный вотум, участие избирателей в выборах достигает 90% и более, однако легитимность власти, обеспеченная подобным образом представляется искусственной. Для политических абсентеистов правильнее было бы принять участие в выборах, так как быстрее можно достичь цели, голосуя против всех кандидатов.

в)Равное избирательное право.

«Этот принцип предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результат выборов»4 и является следствием конституционно гарантируемого равноправия граждан. Оно обеспечивается наличием у каждого избирателя равного количества голосов.

Этому принципу противоречит так называемый плюральный вотум, когда один избиратель при предусмотренных обстоятельствах имеет больше голосов, чем другие. Например, в Англии до 1948 года при выборах в парламент избирателю предоставлялись дополнительные голоса в том месте, где он имел недвижимую собственность.

Но кроме равного количества голосов для соблюдения равного избирательного права необходимо чтобы каждый голос имел равный вес с остальными. Это достигается обеспечением единой нормы представительства (то есть, когда на каждого депутата приходится одинаковое число жителей или иногда избирателей). С учетом этой нормы образуются избирательные округа.

В некоторых развивающихся странах законодательно заложено отклонение от принципа равного избирательного права, с целью гарантии представительства таких групп общества которые иначе его могут не получить. Так в Бангладеш из 330 мест в парламенте 30 зарезервированы для представительства женщин, на эти места производится кооптация самим парламентом. В нижней палате индийского парламента два места по назначению Президента республики отдаются представителям англо-индийской общины. Во Французском Сенате 12 сенаторских мест отдаются представителям французских граждан проживающих за границей.

И такая несколько отдельная тема как куриальные выборы. Они являются не совместимыми с принципом равного избирательного права, заранее делят избирателей на группы - курии с заранее установленным числом мандатов, предоставляемым каждой из этих групп. Например, в Китае курию представляют собой военнослужащие НОА, имеющие особое представительство в собраниях народных представителей. Эта система действовала во времена апартеида в Южноафриканской Республике, когда производилось отдельное голосование и избрание депутатов белыми и неграми. То есть избиратели делились на группы по расовому признаку. Эта система нарушает не только принцип равного избирательного права, но и вообще равноправие граждан.

г) Прямое и косвенное избирательное право.