Общие сведения и классификация самоходных машин. Погрузочно-транспортные машины. Автосамосвалы и самоходные вагоны. Погрузочные машины. Шахтный автомобильный транспорт, страница 4

Отечественной промышленностью выпускаются погрузочно-транспортные машины ПТ-4 и ПТ-6, имеющие вместимость ковша соответственно 0,2 и 0,5 м3 и грузоподъемность кузова 4 и 6 т. Машины оборудованы системой пылеподавления, обеспе­чивающей орошение водой горной массы при внедрении ковша

и его разгрузке в кузов.

Погрузочно-транспортные машины с ковшом и кузовом вы­пускают фирмы «Эймко» (США), «Атлас Копко» (Швеция) и др.

3. Автосамосвалы и самоходные вагоны

Большинство подземных автосамосвалов имеют шарнирно-сочлененную раму. На передней полураме смонтирован тягач, на задней — полуприцеп с опрокидным кузовом, что обеспечивает поворот тягача относительно полуприцепа на 45° в обе стороны и прохождение кривых в плане радиусом 7—8 м. Подземные автосамосвалы оборудованы дизельным двигателем с системой двойной очистки отработавших газов, гидромеханической тран­смиссией, гидроусилителем рулевого управления, а также упру­гой пневмогидравлической подвеской.

Отечественной промышленностью выпускается подземный автосамосвал МоАЗ-6401 (рис. 7) грузоподъемностью 20 т с дизельным двигателем мощностью 140 кВт. Коробка передач гидромеханической трансмиссии обеспечивает четыре скорости движения вперед и четыре назад, максимальная скорость пере­мещения автосамосвала 35 км/ч, эксплуатационная с полной нагрузкой 12 км/ч по горизонтали, на уклоне 8—10° — 4— 6 км/ч.

Начато производство новой конструкции автосамосвала МоАЗ-7406-9686 грузоподъемностью 22 т, разрабатывается оте­чественный подземный автосамосвал грузоподъемностью 35 т.

За рубежом подземные автосамосвалы производят многие фирмы. Так, фирма «Гутехоффнунгсхютте» (ФРГ) выпускает четыре модели автосамосвалов грузоподъемностью 12, 20, 40 и 55 т, фирма «Керуна Трак» (Швеция) —две основные модели грузоподъемностью 21 и 42 т. Производят автосамосвалы также фирмы «Джой» и «Эймко» (США), АНФ и «Блоу Нокс» (Фран­ция) и др. Фирма «Вагнер» выпускает автосамосвалы грузо­подъемностью   15—35 т   с   телескопической   выдвигающейся

частью кузова, которые по сравнению с автосамосвалами с оп­рокидным кузовом обеспечивают малую высоту разгрузки, но имеют больший коэффициент тары.

По зарубежным данным, целесообразно использование авто­самосвалов не только для доставки руды по горизонтальным и наклонным выработкам от забоя до рудоспуска или около­ствольного двора, но и по наклонным стволам на поверхность при глубине до 300 м (при большей глубине более рационален скиповой подъем).

Применяемые в отечественной и зарубежной практике однокузовные подземные автосамосвалы предназначены для тран­спортирования горной массы по выработкам сечением не менее 14—16 м2. Институтом НИПИгормаш разработана конструкция шахтного автопоезда (АШ75) грузоподъемностью 75 т с попе­речными габаритными размерами 2,2X2 м, что позволяет его использовать в выработках сечением от 10 м2 и более. Авто­поезд состоит из двух тягачей и пяти однотипных грузовых вагонов грузоподъемностью по 15 т, разгружающихся опроки­дыванием набок в любую сторону. Привод автопоезда дизель-электрический (дизель мощностью 140 кВт и генератор посто­янного тока 215 кВт), все 12 мотор-колес поезда выполнены приводными со встроенными электродвигателями мощностью по 45 кВт.

Автопоезд предназначен для доставки руды на промежуточ­ных горизонтах от пунктов погрузки до капитальных рудоспус­ков на расстояние до 1,5 км.

Конструктивной особенностью самоходных вагонов является наличие в кузове донного скребкового конвейера, служащего для распределения горной массы по кузову при загрузке вагона с одного края и для разгрузки с передачей горной массы в бун­кер, на конвейер и т. д. Недостатками самоходных вагонов яв­ляются интенсивный износ кузова и донного скребкового кон­вейера, особенно при доставке крепких и абразивных руд, дли­тельное время разгрузки (до 2—3 мин). Основной областью применения самоходных вагонов являются их использование при разработке калийных руд в комплексе с проходческо-добычным комбайном и бункером-перегружателем, предназначен­ным для аккумулирования руды и безостановочной работы ком­байна при челноковом движении самоходного вагона.

Самоходный вагон (рис. 8) состоит из самоходного шасси, обычно четырехколесного, со всеми ведущими и всеми управ­ляемыми колесами, кузова со скребковым конвейером, привода, трансмиссии и органов управления.

 


Привод самоходного вагона может быть электрическим с пи­танием по кабелю или дизельным. Отечественные самоходные вагоны имеют электрический привод с двигателями постоянного тока с последовательным возбуждением или переменного тока с асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором и повышенным скольжением (до 14%). В процессе движения вагона питающий кабель сматывается или наматывается на ка­бельный барабан, снабженный кабелеукладчиком, обеспечи­вающим постоянное натяжение и равномерную навивку кабеля на барабан.

Каждая бортовая пара колес приводится от самостоятель­ного электродвигателя через механическую трансмиссию, вклю­чающую в себя редукторы и карданные валы, на каждое ко­лесо. Рулевое управление снабжено гидроусилителем поворота обеих пар колес.

Движение на приводной вал донного скребкового конвейера передается через редуктор от самостоятельного электродвига­теля. Включение и выключение конвейера производят фрикци­онной муфтой. Скребковый конвейер имеет две пластинчатые цепи, шаг скребков 400—500 мм, скорость движения 0,2—0,3 м/с.

Отечественные вагоны типа ВС согласно типажному ряду имеют грузоподъемность 5, 10, 15, 20 и 25 т. Наибольшее рас­пространение на калийных шахтах получили вагоны 5ВС-15РВ (пятая модель вагона самоходного грузоподъемностью 15 т в рудничном взрывобезопасном исполнении) и вагон 5ВС-15М (модернизированный). Эти вагоны преодолевают уклон до 15°, длина их доставки до 200 м, производительность 450—800 т/смену. Разрабатывается самоходный вагон с электрическим при­водом грузоподъемностью 25 т.

За рубежом самоходные вагоны с дизельным и электрическим приводом выпускают фирмы «Джой» (США) и «Зальцгиттер» (ФРГ).

4. Погрузочные машины