Общие сведения и классификация самоходных машин. Погрузочно-транспортные машины. Автосамосвалы и самоходные вагоны. Погрузочные машины. Шахтный автомобильный транспорт, страница 2


На большинстве ковшовых погрузочно-транспортных машин используют четырехтактные дизельные двигатели с жидкостным или воздушным охлаждением. В дизельных двигателях в рабо­чие цилиндры поступает раздельно воздух и топливо, и образуе­мая смесь воспламеняется в результате повышения темпера­туры при сильном сжатии. По сравнению с карбюраторными двигателями дизельные имеют более сложную конструкцию, но работают на более дешевом топливе, развивают большую мощ­ность, обладают большим к. п. д., в отработавших газах дизель­ных двигателей содержится меньше вредных веществ.

Дизельные двигатели, установленные на погрузочно-транс­портных машинах, выполнены с турбонаддувом, т. е. с впуском воздуха в цилиндры под давлением от турбокомпрессора, что позволяет увеличить мощность двигателя и снизить расход топлива.

В отработавших газах дизельного двигателя при номиналь­ной его загрузке содержатся такие токсичные компоненты, как окись углерода (0,2%), окислы азота (0,2%), альдегиды (0,004 %), сернистый газ, а также пары масла и сажа. При работе двигателя вхолостую процентное содержание вредных компонентов в отработавших газах увеличивается в несколько раз.

Наиболее токсичными являются окись углерода, окислы азота и сернистый газ, другие вредные компоненты имеют не­приятный запах, раздражающий слизистые оболочки носа и глаз. Снижение вредных компонентов в отработавших газах до требуемой нормы (окиси углерода до 0,08%, окислов азота до 0,05% и альдегидов до 0,001 %) достигается комплексом меро­приятий: использованием нейтрализаторов, регулировкой то­пливной аппаратуры на оптимальный режим работы двигателя с минимумом газовыделения, подачей дополнительного количе­ства воздуха в выработки, где работают погрузочно-транспортные машины.

На погрузочно-транспортных машинах с дизельным двига­телем применяют двухступенчатую газоочистку с использо­ванием каталитического и жидкостного нейтрализаторов (рис.2).

Отработавшие газы из рабочих цилиндров через выпускной коллектор поступают в каталитический нейтрализатор 1, кото­рый представляет собой закрытый сетками стальной цилиндр, заполненный алюминоплатиновыми каталитическими элемен­тами (шариками, цилиндрами). В каталитическом нейтрализа­торе обеспечивается окисление (дожигание) окиси углерода, альдегидов и устранение неприятного запаха.

 


Из каталитического нейтрализатора отработавшие газы по­ступают в жидкостный нейтрализатор барботажного типа, представляющий собой сосуд, частично заполненный водой или раствором химреагентов и разделенный на сообщающиеся барботажный 2 и пополнительный 3 отсеки. Отработавшие газы поступают в коллектор 4 и че­рез отверстия в нем попадают в барботажный отсек. При подъеме газов в верхнюю часть жидкостного нейтрали­затора происходит нейтрали­зация водорастворимых вред­ных компонентов, улавлива­ние сажи и снижение темпе­ратуры отработавших газов. Каплеотбойные пластины 5, установленные на пути следо­вания газов из барботажного отсека, обеспечивают отделение капелек воды, которая накапливается в пополнительном отсеке и через отверстие 6  перетекает в барботажный отсек. Через по­лость 7 и патрубок «5 отработавшие газы выходят в атмосферу.

Для дальнейшего снижения концентрации токсичных компо­нентов в рудничной атмосфере до санитарной нормы в выра­ботки, в которых работают погрузочно-транспортные машины, подают свежий воздух по норме не менее 6,8 м3/мин на 1.кВт мощности дизельного двигателя.

Погрузочно-транспортные машины с дизельным двигателем оборудуют автоматической системой пожаротушения, обеспечи­вающей при превышении допустимой температуры подачу углекислоты или азотно-механической пены из специальных баллонов во всасывающий и выхлопной коллекторы двигателя, а также в зоны топливного бака, топливного насоса и турбо­компрессора.

Кроме пожаробезопасности на машинах, работающих в шах­тах, опасных по газу или пыли, обеспечивается взрывобезопасность путем установки пакетной защиты (пламегасителей) на всосе и выхлопе.

Ввиду сложных условий эксплуатации и работы в рабочем и транспортном режимах с переменными погрузками на боль­шинстве ковшовых погрузочно-транспортных машин применяют гидромеханическую трансмиссию, которая в зависимости от из­менения сопротивления и нагрузки обеспечивает автоматическое изменение тягового усилия и плавное переключение передач без разрыва потока мощности. Гидромеханическая трансмиссия включает в себя гидротрансформатор, коробку перемены пере­дач планетарного типа, а также главную передачу, дифферен­циал с полуосями и колесный редуктор на каждый ведущий мост. Обычно в погрузочно-транспортных машинах оба моста являются ведущими. Передний мост, снабженный самоблоки­рующим дифференциалом, крепится жестко к полураме ма­шины. Самоблокирующий дифференциал в процессе черпания обеспечивает жесткую связь между колесами переднего моста при их одинаковой частоте вращения. Задний мост машины к соответствующей полураме крепится балансирно или жестко (при наличии горизонтального шарнира в соединении полурам). Одновременное взаимодействие всех колес машины с почвой выработки обеспечивается за счет качания балансирного моста или поворота полурам машины относительно горизонтального шарнира.

Большинство погрузочно-транспортных машин оборудуют камерными пневматическими шинами, благодаря которым обес­печивается амортизация динамических нагрузок в элементах машины в процессе работы. Каркас покрышки выполняют мно­гослойным из капроновых или металлических кордовых нитей и усиливают промежуточным слоем (брекером), выполненным из проволочной сетки и служащим для повышения сопротивле­ния пробою покрышки. Наружный резиновый слой покрышки - протектор изготовляют из износостойкой резины с крупной и глубокой нарезкой (рисунком), обеспечивающей надежное сцепление колеса с почвой выработки. Давление воздуха в ка­мере принимают 0,5—0,8 МПа в зависимости от грузоподъем­ности машины.