Общие сведения и классификация самоходных машин. Погрузочно-транспортные машины. Автосамосвалы и самоходные вагоны. Погрузочные машины. Шахтный автомобильный транспорт, страница 9

Автосамосвалы с пневматическим приводом (рис. 18) предназначены для работы в комплексе с погрузочными машинами прямой погрузки в подэтажных выработках рудных шахт.

 


Грузоподъемность таких машин (5 т) ограни­чивается мощностью привода (не более 30 л. с); скорость   передвижения до 7 км/ч; емкость кузова до  1,5 Кузов разгружается опрокидыванием на три стороны. Система поворота с двумя управляемыми колесами (см. рис. 15, а).

Автомобили с разгрузкой кузова выталкиванием (см. рис. 13, б) имеют устройство двигателя и шасси такое же, как и самосвалы с опрокидным кузовом. Основные параметры машин: емкость кузова 7—23 м3; грузоподъемность 15— 40 т; масса 14—26 т; мощность двигателя 145—290 л. с; максимальная ско­рость 20—46 км/ч; радиус поворота по внутреннему габариту 2,1—3,9 м, по наружному — 6,1—8,4 м; высота 1,76—2,54 м; преодолеваемый уклон 11—16°.

Автомобили с конвейерной раз­грузкой кузова (рис. 19) выпус­каются двух-, трех- и четырехос­ными; подвеска жесткая или балансирная, привод дизельный или элек­трический с кабельным или троллей­ным энергоснабжением; управление движения с помощью двух или четы­рех управляемых колес. Основные параметры машин: емкость кузова 3,4—11,6 м3; грузоподъемность 5,5— 20 т; масса 5,8—21,7 т; мощность двигателей 13—120 л. с; скорость движения с грузом 2,7—10 км/ч.

 


Машины с дизельным приводом для вспомогательных работ: доставки материалов и оборудования, меха­низации погрузочно-разгрузочных работ, ремонта машин, оборки кровли, крепления  и   заряжания   шпуров, доставки горюче-смазочных материалов — выпускаются одноцелевыми, двухцелевыми и многоцелевыми.

На рис. 20 изображена схема многоцелевой машины в виде одноосного тягача, шарнирносочлененного с приводным полуприцепом. На раме тягача монтируют дизельный двигатель, нейтрализатор выхлопных газов, трансмис­сию, насос отбора "мощности для привода вспомогательных механизмов. Шарнир позволяет перемещаться полурамам друг относительно друга вокруг вертикаль­ной и продольной оси машины, что обеспечивает высокую проходимость и манев­ренность. Платформа может быть переоборудована в кран грузоподъемностью 3 т (рис. 20, а); фургон для перевозки людей (рис. 20, б) вместимостью 14 чел.; в машину для доставки топлива (рис. 20, в), для осмотра, оборки и торкретирования кровли выработок (рис. 20, г), для погрузки, транспорти­рования и раскладки по горным выработкам труб (рис. 20, д), для установки труб на кронштейны и их демонтажа (рис. 20, е), для доставки, укладки на кронштейны и демонтажа электрических кабелей (рис. 20, ж), для по­грузки горной массы и зачистки почвы (рис. 20, з).

Мощность двигателя машины 75 л. с, грузоподъемность 4 т, скорость движения до 25 км/ч, преодолеваемый уклон до 15°, минимальный радиус по внутреннему габариту 2,34 м, по наружному габариту 4,3 м, масса 6,5 т, исполнение взрывобезопасное.

Недостатки многоцелевых машин: большие потери времени на перемонтаж оборудования грузовой платформы, поэтому применяются одноцелевые или двухцелевые  машины:   платформы для  перевозки  тяжелых материалов и оборудования, автомобили для перевозки людей, каретки для оборки и кре­пления кровли и т. д.

В связи с уменьшением числа рабочих на подземных работах, сложностью передвижения в шахтах и необходимостью высоких скоростей перемещения основным направлением развития средств самоходного транспорта для людей стало создание средств персонального транспорта. Такие машины имеют два-три сиденья и место для перевозки грузов 0,5—1,0 т и инструмента. Они пред­назначены для лиц технического надзора и рабочих, занятых централизованным обслуживанием механизмов подземных участков.

8. Шахтные автомобильные дороги

По назначению различают дороги (рис. 21): транспортных выработок (вскры­вающих наклонных съездов, квершлагов, основных штреков); погрузочно-транспортных выработок; буровых подэтажных выработок; вспомогательных выработок (горизонтальных и наклонных). Устройство дорог показано на рис. 22, а параметры их даны в табл. 1.

 


Выработок (горизонтальных и наклонных). Устройство дорог показано на рис. 21, а параметры в табл.1. устраивают тротуар шириной а = 800 мм (рис.22) и высотой 200—300 мм. Ширина проезжей части 1

A = d + l,5δ + 12 v,  мм,                                                                                              (1)      

где d — ширина машины, мм; δ — ширина профиля покрышки, мм; v — ско­рость движения машины, км/ч.

На поворотах проезжая часть уширяется на

∆B = (RН — RBH) — d,  мм,                                                                                     (2)

где RH и RBH  — радиусы поворота по наружному и внутреннему габариту, мм.

Водоотливную канавку располагают посередине  проезжей   части  или  чаще сбоку.  Искусственное покрытие в погрузочно-транспортных заездах (см. рис. 21) не предусматривается, выполняется лишь планировка и  подсыпка   почвы рудной мелочью.

Для безопасности работы маши­ниста сбоку выработки устраивают тро­туар   из  деревянных   брусьев   высотой 20 см. В отдельных случаях при слабой почве   заезды   бетонируют и армируют рельсами или металлической сеткой 150х150 мм. Скорость движения машин по спланированному основанию 12—15 км/ч, а по неровной скальной почве 6—8 км/ч. Самоходные машины   перемещаются   по подэтажным   выработкам   периодически: при проходке, изменении положения бу­ровой каретки, при доставке людей, мате­риалов, инструмента. Искусственного покрытия выработок не требуется, в связи с чем выполняется лишь планировка почвы. Скорость движения машин не превышает 6—12 км/ч. Искусственное покрытие дорог во вспомогательных выработках обычно не делают, однако при высокой интенсивности движения выполняется покрытие типа I (табл. 1). Исправность дорог обеспечивается комплексом ежедневного обслуживания, текущего и капитального ремонта полотна.