Право Европейского Союза: принципы, система, источники, страница 7

Рекомендации, заключения, а также иные документы, принимаемые ин­ститутами ЕС и содержащие программы будущих действий, предложения и инициативы - так называемые акты особого рода (sui generis - белые до­кументы), резолюции и т.д. - не имеют обязательной юридической силы, не являются источниками права ЕС и не входят в правовую систему ЕС.

Помимо нормативных актов, принимаемых институтами ЕС, к источ­никам права ЕС (и Европейский Союза в целом) относятся также норма­тивные договоры:

-  международные договоры, заключаемые Европейским Сообществом и   Союзом с "третьими" странами и международными организациями, в том числе договоры, в которых одной стороной выступают совместно Ев­ропейский Союз (Сообщество) и государства-члены (например, Соглаше­ние о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Ев­ропейским Союзом 1994 г., Соглашение о Европейском экономическом пространстве, вступившее в силу в 1993 г.);

- соглашения и конвенции, заключаемые в рамках Европейского Союза всеми или отдельными государствами-членами (например, Конвенция о юрисдикции и выполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1968 г., Конвенция ЕЭС о праве, применимом к контрактным обяза­тельствам). Такие соглашения государства-члены, как правило, заключают по вопросам, не входящим в компетенцию (институтов) ЕС. В частности, ст. 220 Договора о ЕС предусматривает вступление стран ЕС в переговоры и заключение соглашений по вопросам защиты прав личности, устранения двойного налогообложения, взаимного признания компаний и фирм, уп­рощения формальностей, связанных с признанием и исполнением судеб­ных и арбитражных решений. Заключение договоров между странами Ев­ропейского Союза является основным правовым средством осуществления мероприятий в рамках сотрудничества в области правосудия и внутренних дел (ст. К.З Договора о Европейском Союзе).

Регламенты, директивы, а также другие источники вторичного права ЕС публикуются в "Официальном журнале Европейских сообществ", кото­рый издается на официальных языках всех государств-членов (за исключе­нием ирландского). Тексты нормативных актов ЕС, опубликованные в "Официальном журнале" на различных языках, являются аутентичными и имеют одинаковую юридическую силу.

3.3. Решения Европейского Суда (прецедентное право)

Особую категорию источников права Европейского Союза образуют ре­шения Европейского Суда. Особую потому, что, аналогично регламентам, директивам, содержащиеся в них правила исходят от одного из институтов ЕС, действующего на основании и в соответствии с положениями Догово­ра. С другой стороны, решения Суда нельзя безусловно относить к вторич­ному праву: формально, согласно Договору о ЕС и другим "конститу­ционным" актам Европейского Союза, Европейский Суд не является пра­вотворческим органом, его задача - обеспечивать "сохранение единообра­зия права Сообщества при толковании и применении настоящего Догово­ра" (ст. 164 Договора о ЕС). Однако Суд не ограничивается ролью только правоохранительного органа ЕС: содержащиеся в его решениях по делам прямой и преюдициальной юрисдикции правила толкования, интерпрета­ции учредительных договоров (первичного права), правил законодательст­ва ЕС и других норм вторичного права ЕС фактически это новые правовые нормы, устанавливающие принципы и другие важные правила деятельно­сти государств-членов, институтов, граждан и юридических лиц Европей­ского Союза (см. § 4 гл. 7). Таким образом, формально не являясь право­творческим органом, Европейский Суд за более чем 40 лет своего сущест­вования создал обширную систему правовых норм Сообщества, состав­ляющую прецедентное, или "судейское" право, которое дополняет и разви­вает как первичное, так и вторичное право ЕС. Суд внес и продолжает вно­сить существенный вклад в развитие европейской интеграции, укрепление и расширение компетенции Европейского Союза, совершенствование его правовой системы. В этом своем качестве Европейский Суд можно срав­нить с Верховным Судом США, более 200 лет обеспечивающим единство и преобразование к изменяющимся условиям общественной жизни право­вой системы США и ее "ядра" - Конституции 1787 г.

В настоящей главе были рассмотрены главные начала устройства и правовой системы Европейского Союза: Принципы, источники, система. Чтобы получить целостное представление 0 праве ЕС, необходимо озна­комление с конкретными сферами правового регулирования в Европей­ском Союзе. Именно этим вопросам посвящены следующие главы, из ко­торых читатель узнает о содержании положений Договора о ЕС, правовых актов институтов и иных источников пра&а ЕС (в том числе правовых норм, закрепленных в решениях Суда), охраняющих и регламентирующих различные аспекты общего рынка и общих политик ЕС. Ввиду многочис­ленности действующих норм и источников европейского права все их в рамках одной книги рассмотреть невозможно, поэтому были выбраны наи­более разработанные, существенные в правовой системе ЕС и представ­ляющие, возможно, наибольший интерес лця российского читателя разде­лы права ЕС: принципы общего рынка и их правовая охрана ("право эко­номической интеграции"), юридические асПеКты социальной, транспорт­ной, антимонопольной политик ЕС, включу новый, привлекающий боль­шое внимание в России, вопрос о механизме создания экономического и валютного союза, единой валюты ЕС. Как Теоретический, так и практиче­ский интерес вызовет рассмотрение проблемы регулирования в праве ЕС и национальных правовых системах государств-членов отношений собствен­ности, правил учреждения и деятельности Новых организационно-правовых форм "европейских" юридических лиц, вопросов авторского права и т.д.