Право Европейского Союза: принципы, система, источники, страница 2

Отсюда и следует итоговое заключение, содержащее главную идею принципа верховенства права ЕС: "Правовой акт, принимаемый на осно­вании Договора [о ЕС], есть самостоятельный источник права, и он вви­ду его специальной и особой природы не может быть отменен внутриго­сударственными правовыми положениями в любой форме. Иначе наруша­ется его характер как части права Сообщества и ставится под сомнение правовой базис существования самого Сообщества"1.

Спустя 6 лет Европейский Суд предпринял следующий шаг, постано­вив, что даже утверждения о якобы имеющемся противоречии нормы пра­ва ЕС, закрепленном в конституциях государств-членов, основным правам иска не могут поставить под сомнение "законность или юридическую силу решения Сообщества"1.

Но самое четкое, последовательное определение принципа верховенст­ва права ЕС содержится в решении Европейского Суда по делу Симмен-таль, в котором также затрагивается и принцип прямого действия права ЕС: предписания права Сообщества должны быть полностью и едино­образно выполнены во всех государствах-членах с момента их вступления в силу и до тех пор, пока они являются действующими. ... Национальный суд как орган государства-члена имеет своей задачей защищать в преде­лах своей юрисдикции права, предоставленные индивидуумам правом Со­общества. ...В соответствии с принципом приоритета права Сообщест­ва, соотношение между положениями Договора [о ЕС] и непосредствен­но действующими предписаниями институтов, с одной стороны, и на­циональным правом, с другой, является именно таковым, что р момента вступления в силу данных положений [права ЕС] они не только автома­тически лишают юридической силы любую противоречащую им норму национального права,... но и препятствуют изданию обладающих право­вой силой новых национальных законодательных актов, не соответст­вующих предписаниям Сообщества"2.

Европейский Суд отверг позицию итальянского правительства и Кон­ституционного Суда этой страны, что суды в процессе разрешения дел не вправе отказываться применять законы своей страны, не соответствующие изданным ранее законодательным актам ЕС, и обязаны в этом случае обра­титься в Конституционный суд соответствующей страны. Напротив, Суд ЕС, установив, что данный взгляд "несовместим с принципом верховенства права Сообщества, который является существенным элементом правопо­рядка Сообщества", в своем решении обязал суды государств-членов во всех случаях расхождений между правовыми нормами ЕС и входящих в него государств руководствоваться первыми. При этом не требуется ожи­дать отмены соответствующих национальных правил парламентом или Конституционным судом государства-члена.

Относительно недавно, в 1990 г., Европейский Суд предпринял еще один важный шаг в обеспечении утверждения на всей территории ЕС при­оритета правовых норм, закрепленных в Договоре и актах институтов ЕС. В своем решении по делу Франкович Суд признал, что каждый гражданин или юридическое лицо, которое понесло ущерб от невыполнения соответ­ствующим государством предписаний ЕС, имеет право на компенсацию этого ущерба, и соответственно "государства-члены обязаны выплатить компенссщию за ущерб, причиненный индивидуумам нарушением права Сообщества, за которое они несут ответственность"1. Последнее решение Европейского Суда вызвало особенно сильную критику национальных вла­стей и политиков государств-членов, некоторые из которых обвинили Суд в превышении своей компетенции, неправильном толковании и примене­нии положений Учредительного договора.

1.3. Принцип прямого действия права ЕС

Принцип прямого действия права ЕС, как и принцип верховенства, в наи­более полной последовательной форме установлен решениями Европей­ского Суда. Данный принцип является главным отличием права ЕС от ме­ждународного права, нормы которого регулируют прежде всего отношения государств и международных организаций. В одаюм из своих первых (и наиболее знаменитом) решений в деле Фар Хент эн Лу Европейский Суд постановил, что "независимо от законодательства государств-членов право Сообщества... не только накладывает обязанности на индивидуу­мов, но и способно наделять их правами, которые становятся составной частью их правового статуса "2.

Вместе с тем принцип прямого действия права ЕС имеет ряд ограниче­ний, причем свои для каждого вида документа, в котором закреплены со­ответствующие нормы права Сообщества, и характера изложения самих норм.

Регламенты, принимаемые институтами ЕС, являются актами прямого действия: с момента утверждения Советом (Комиссией, Советом совмест­но с Европарламентом) и вступления в силу любого регламента ЕС содер­жащиеся в нем положения становятся непосредственно действующим пра­вом на всей территории Европейского Союза, обязательными как для госу­дарств-членов, так и для индивидуумов.