Право Европейского Союза: принципы, система, источники, страница 6

Каковы последствия, если предусмотренный директивой срок включе­ния (инкорпорации) ее норм в национальное право истек, а отдельное го­сударство (или государства) не предприняло необходимых мер или выпол­нило их лишь частично, в недостаточной степени - не утвердило новый за­кон, не внесло поправки в действующие законодательные акты, не отмени­ло документы (или статьи документов), противоречащие директиве? В этом случае против такого государства-"нарушителя" возможно приме­нение процедуры, предусмотренной ст. 169 Договора о ЕС: возбуждение расследования Комиссией, мотивированное заключение последней, пере­дача дела в Европейский Суд и (в крайнем случае) наложение санкций фискального характера (см. выше, § 3 гл. 4). Однако, поскольку подобного рода (крупные и особенно незначительные, неявные, завуалированные) на­рушения имели место весьма часто, в силу чего Комиссия физически не в состоянии уследить за всей правотворческой и правоприменительной практикой в каждом государстве-члене в отношении каждой из принимае­мых директив, Европейский Суд, опираясь на свое право (и обязанность) "обеспечивать сохранение единообразия права Сообщества при толкова­нии и применении настоящего Договора [о ЕС]" (ст. 164), предпринял в нескольких последовательных решениях весьма радикальный шаг, на пер­вый взгляд вступающий в противоречие с определением директивы в ст. 189. Расширительно истолковав соответствующие положения Учредитель­ного договора и опираясь на цель, общее содержание "конституции" ЕС и принципы его правовой системы, Суд постановил, что, аналогично нормам регламентов и Договора о ЕС, правила, содержащиеся в директивах, также могут иметь силу прямого действия независимо от инкорпорации их в на­циональное право, порождают юридические последствия непосредственно для индивидуумов. Таким образом, принцип прямого действия права ЕС был распространен еще на одну (и наиболее многочисленную) группу его источников - директивы. Соответственно в значительной степени "стирается" граница между "законом" ЕС - регламентом - и "основами за­конодательства" - директивой, между методами унификации и гармониза­ции. Однако граница эта стирается не полностью: в отличие от регламента наделение директивы силой акта прямого действия требует выполнения ряда условий: - должен истечь срок, предусмотренный для инкорпорации положений директивы в национальное законодательство (регламент же вступает в си­лу через 20 дней после его опубликования либо в иную установленную в регламенте дату- ст. 191);

- как и статьи Учредительного договора, правила директивы становятся нормами прямого действия, если они являются "безусловными и достаточ­но точными".1

- положения директивы обладают только "вертикальным прямым дей­ствием", т.е. они наделяют граждан и юридических лиц правами исключи­тельно в отношении органов публичной власти - государственных, муни­ципальных органов и учреждений, институтов ЕС, а также предприятий, находящихся в государственной/муниципальной собственности ("публич­ных корпораций"). Если государство по тем или иным причинам не обес­печило (не полностью обеспечило) закрепление в национальном праве правил директивы, устанавливающих его обязанности в отношении инди­видуумов, то граждане и юридические лица тем не менее вправе требовать выполнения этих обязанностей, опираясь непосредственно на директиву ЕС. Однако если субъектами обязанностей, установленных директивой, яв­ляются граждане и негосударственные юридические лица, и эти обязанно­сти не получили отражения в национальном праве ("горизонтальное пря­мое действие"), то, не будучи инкорпорированы в национальные законы, эти обязанности (и запреты) не будут иметь юридической силы. Директива "не может сама по себе  накладывать обязанности на индивидуума"; "согласно ст. 189 Договора о ЕЭС [юридически] обязательный характер директивы, служащий основой для возможности опираться на директиву при [рассмотрении дел] в национальных судах, имеет место, только если обращаются [с требованиями] в отношении государства-члена''.  Пози­ция Европейского Суда, признавшего за положениями директивы способ­ность непосредственно наделять индивидуумов правами ("вертикальное прямое действие") и отказывающего признать в директиве непосредствен­но действующий источник взаимных обязанностей граждан и юридических лиц ("горизонтальное прямое действие"), подвергается многими юристами (в том числе некоторыми юридическими советниками Европейского Суда) обоснованной критике. В самом деле, если директива по вопросам трудо­вых или социальных отношений наделяет дополнительными правами ра­ботника государственного  предприятия/учреждения, то  почему другой трудящийся, работающий на частной компании, не может пользоваться те­ми же правами лишь потому, что его работодатель - негосударственное юридическое лицо, которого директива не может обязывать?

Третий вид юридически обязательных документов, которые могут из­давать институты ЕС (Совет и Комиссия) - постановления (decision, Entscheidung), которые "обязательны во всех своих частях для тех, кому они адресованы" (ст. 189 Договора о ЕС), а также являются актами прямо­го действия, но, в отличие от законодательных актов ЕС (регламентов и директив), содержат не правовые нормы, а индивидуальные предписания, которые государство или конкретный гражданин/юридическое лицо обяза­но выполнить.

Помимо юридически обязательных документов, Учредительный дого­вор предоставляет институтам возможность воздействовать на интеграци­онные процессы, в том числе в правовой сфере, принимая рекомендации и вынося заключения. "Рекомендации и заключения не являются обязатель­ными" (ст. 189 Договора о ЕС), могут быть адресованы всем или отдель­ным государствам-членам, индивидуумам, предлагать последним выпол­нить определенные действия, воздержаться от некоторых шагов, способ­ных негативно сказаться на функционировании Европейского Союза, раз­витие европейской интеграции. Например, в процессе создания экономи­ческого и валютного союза Совет может давать государствам-членам ре­комендации, предлагающие меры по устранению чрезмерного бюджетного дефицита (ст. 104с), а Комиссия (по собственной инициативе или запросам Совета, государств-членов) - рекомендации и заключения, касающиеся коор­динации экономической и валютной политики государств-членов (ст. 109d).