Право Европейского Союза: принципы, система, источники, страница 4

Принцип равенства, т.е. недопустимости дискриминации физических (а также юридических) лиц в зависимости от различных социальных и пра­вовых факторов, прежде всего принадлежности к гражданству определен­ного государства. Данный принцип закреплен в различных статьях Дого­вора о ЕС. Например, уже упоминавшаяся ст. 119 устанавливает принцип равенства мужчин и женщин в оплате труда; ст. 48 гарантирует равенство трудящихся всех стран ЕС в условиях найма, вознаграждения, труда и за­нятости независимо от места работы в пределах общего рынка. Наиболее широкое содержание имеет ст. 7 Договора о ЕС, запрещающая любую дис­криминацию по соображениям национальной принадлежности (принад­лежности к гражданству соответствующего государства, где человек про­живает, находится, занимается предпринимательской, трудовой деятельно­стью). Применительно к содержанию правовых актов ЕС (а также госу­дарств-членов) принцип равенства запрещает установление необоснован­ных привилегий или ограничений по отношению к гражданам разных стран-членов ЕС.

Принцип субсидиарности одновременно служит принципом организа­ции и деятельности всего Европейского Союза (см. § 1 гл. 2 ).

Процессуальные принципы: право на представление и заслушивание своей точки зрения перед изданием правоприменительного акта ЕС (например, до принятия постановления Комиссией об ограничении цен на продукцию определенного предприятия-монополиста руководство фирмы должно иметь возможность представить свои объяснения: непредоставле­ние такой возможности будет служить основанием отмены соответствую­щего постановления); принцип конфиденциальности, согласно которому институты и органы Сообщества в процессе реализации своих полномочий (в частности, при проведении Комиссией расследований по фактам нару­шения антимонопольного законодательства ЕС) не вправе раскрывать по­сторонним лицам информацию, затрагивающую частную жизнь граждан, коммерческую тайну предпринимателей без согласия последних.

§ 2. Система права ЕС

2.1. Понятие правовой системы и системы права

Понятия правовой системы и системы права неодинаковы по своему со­держанию. Первое охватывает все многообразие существующих в общест­ве правовых явлений: правовые акты, правоприменительную практику, правовую культуру и правосознание. Система права есть его внутреннее строение, распределение действующих норм по отраслям и институтам в зависимости прежде всего от общественных отношений, которые регули­рует данная (обособленная) группа юридических норм - предмета право­вого регулирования.

Исходя из этого признака (а также дополнительного критерия - метода правового регулирования) выделяют свыше 10 отраслей права - государст­венное, гражданское, уголовное, трудовое, экологическое, отрасли процес­суального права и др. В системе права ЕС также можно выделить нормы многих из этих отраслей: гражданского и торгового, административного, трудового, права социального обеспечения и др.

2.2. Основные элементы (отрасли) права

Учитывая особенности устройства и компетенции ЕС, в системе права вы­деляются следующие комплексные отрасли:

- право экономической интеграции: правила, направленные на защиту и регулирование принципов общего рынка: свободы движения товаров, ус­луг, трудящихся, капиталов и платежей (см. гл. 12, 13 ).

-  группы правовых норм, закрепленные в учредительных договорах, в правовых актах институтов ЕС, которыми осуществляется регулирование общественных отношений в области различных общих политик ЕС, в том числе валютно-экономической политики (см. гл. 13-15 )

институционное право - положения, регулирующие порядок фор­мирования, деятельности и полномочия институтов Европейского Союза (эти вопросы были рассмотрены в части II). В некоторых учебных пособи­ях и научных работах институционное право ЕС далее подразделяется на конституционное и административное право. Последнее включает также процессуальные нормы, связанные с обжалованием в Европейском Суде (и Суде Первой Инстанции) действий и решений институтов ЕС1.

§ 3. Источники права ЕС

Правовые нормы закрепляются в определенных формах - источниках пра­ва. Основным источником права в государствах является конституция, в соответствии с которой принимаются другие законы, другие нормативные акты органов государственной власти и местного самоуправления.

3.1. Первичное право

В Европейском Союзе функции конституции выполняют учредительные договоры ЕС, ЕОУС, Евратома, Договор о Европейском Союзе, другие ак­ты, их изменяющие и дополняющие (Единый Европейский Акт, договоры о присоединении новых государств-членов и др.). Среди них ключевое значение имеет Договор о ЕС, который многие европейские юристы и по­литические деятели рассматривают в качестве конституции ЕС. "... [Учредительные] договоры  представляют  собой конституцию  Сообщества и Союза, и именно в этом значении они могут быть лучше всего поняты'11. ((Договор [о ЕС] - это конституция Сообщества" . "Учред­ительные договоры .... можно рассматривать как конституцию Сообще­ства: они устанавливают различные органы Сообщества и наделяют их полномочиями"3. Аналогичную позицию высказал и Европейский Суд, объявивший в одном из недавних решений Договор о ЕС "консти­туционной хартией Сообщества, основанной на принципе верховенства

права"4.

Данная точка зрения имеет под собой серьезные политические и право­вые основания: подобно конституции страны, Договоры о ЕС, ЕОУС, Ев­ратоме и о Европейском Союзе учреждают политическую организацию с собственными властными прерогативами (Европейский Союз и сообщест­ва), устанавливают ее компетенцию (предметы ведения и полномочия), уч­реждают органы власти, наделенные полномочиями принимать правовые акты и иные обязательные решения от имени Европейского Сообщества и Союза, - институты, устанавливают порядок их формирования, деятельно­сти, полномочия. Как и конституция, Договор о ЕС и другие учредитель­ные договоры обладают высшей юридической силой в правовой системе ЕС: все правовые акты Европейских сообществ и Союза должны издавать­ся на основании "конституции" ЕС и не могут ей противоречить; законы и другие решения органов государств-членов также должны соответствовать правилам Договоров о Европейских сообществах и Союзе. Наконец, ана­логично конституциям большинства государств, Договоры о Европейских сообществах и Союзе требуют особого (усложненного) порядка для изме­нения их статей: инициатором "конституционных" поправок выступает Комиссия или правительство любого из государств-членов; затем Совет после консультации с Европарламентом и (возможно) получения заключе­ния Комиссии принимает решение о созыве конференции представителей правительств государств-членов; одобренные конференцией (на основе консенсуса) поправки в Договор о ЕС или любой из других учредительных договоров для их вступления в силу должны быть ратифицированы всеми государствами-членами (ст. N Договора о Европейский Союзе). На этапе ратификации в большинстве стран Союза обычно проводится референдум.