Классическая немецкая философия, конспект лекций, страница 8

Второй раздел гегелевской «Науки логики» включает учение о сущности и иных философских понятиях. В философии сущность — одно из важнейших ее понятий, обозначающее внутреннюю и устой­чивую сторону предмета, исток и основу его существования. Напро­тив, явление — это внешнее проявление («обнаружение») сущности предмета. Гегель дал также развернутый анализ философского по­нятия «противоречие». Под противоречием он понимал внутреннюю связь и взаимодействие противоположных начал. Единство и взаи­модействие противоположностей является принципом всякого бы­тия, источником жизненности вещей, их движения и развития. В ка­честве наглядной модели противоречия немецкий философ брал магнит, в котором южный и северный полюса противостоят друг Другу, но одновременно находятся в органическом единстве. Закон единства и борьбы (взаимодействия) противоположностей раскры­вает, таким образом, внутренний источник (импульс) развития. Этим источником и является противоречие как единство противо­положных начал. По выражению Гегеля, оно есть «корень всякого движения и жизненности». Противоречие носит всеобщий характер и существует в разных формах.

Предмет движется и развивается постольку, поскольку противоположности воздействуют друг на друга, и это ведет в итоге к изме­нению свойств и структуры всего предмета. В этом смысле развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий. В результате погибает либо одна из двух противопо­ложностей, либо обе сразу (например, в ходе социального конфлик­та или в жизни отдельного человека). Этот закон является в диалек­тике ее сутью (ядром) и выполняет значительную познавательную и методологическую роль.

Г.Гегель внес также большой вклад в осмысление ряда других философских категорий и законов. Так, он раскрывал смысл поня­тий «форма» и «содержание», выявлял их соотношение и взаимодей­ствие. С помощью этих категорий философия вскрывает связи меж­ду внутренним и внешним в предметах. Отношения между содержа­нием и формой всегда многогранны и подвижны (гармония, несоот­ветствие, конфликт). Гегель дал также толкование понятия «закон», которое раскрывает устойчивую, существенную и повторяющуюся связь между явлениями и предметами. «Царство» законов природы есть царство «устойчивого» и «спокойного», что обусловливает по­рядок и гармонию (стройность, упорядоченность) этого мира. Бога­тый смысл имеет и философская категория «действительность». Она выражает собой единство сущности и многообразия всего ре­ально существующего. По убеждению Гегеля, действительность все­гда одухотворена, разумна. Все в ней находится в непрестанном движении и развитии. Она являет собой плод прошлого и вместе с тем она несет в себе зародыш будущего, грядущего. В действитель­ном (реальном) мире существуют также необходимость и случай­ность, причина и следствие, взаимодействие, свобода и необходи­мость, другие процессы. Все эти и иные философские категории, раскрытые Гегелем, характеризуют бытие как единое, противоречи­вое и динамичное целое. Эти понятия как бы перетекают друг в дру­га и отражают вечно развивающуюся жизнь, «переходы» и «переливы» в ней.

Третий раздел «Науки логики» содержит учение о понятии. По Гегелю, понятие содержит в себе все богатство бытия и сущности, оно кладет начало всякой жизни и всякой действительности. Немец­кий философ наделял понятие (как и всю абсолютную идею) мистической силой, видя в нем нечто бесконечное и бессмертное. С помо­щью понятия логика как наука вскрывает единство общего, особен­ного и единичного в вещах, содержит истину о них. Именно в этом смысле понятие обладает огромной теоретической мощью, посколь­ку содержит в себе весь путь движения человеческой мысли от абст­рактного (простейшего) к конкретному (полному знанию о предме­те). Гегель писал, что «...мир и конечные вещи произошли из полно­ты божественной мысли и божественных предначертаний».

Вторая часть гегелевской философской системы включает учение о природе (работа «Философия природы»). Будучи последователь­ным идеалистом, Гегель сознательно принижал роль окружающей природы, видя в ней нечто пассивное и мертвое, всего лишь «инобытие» (воплощение) мирового духа. Говоря о ее происхожде­нии, немецкий философ отмечал, что абсолютная идея свободно «отпустила» себя в качестве природы.