Классическая немецкая философия, конспект лекций, страница 13

   Характеризуя учение Фейербаха, критики философа отмечали, что подход к любви как к «чудотворцу» и универсальному рычагу для конструирования общественных отношений недооценивает конфликтность и даже драматизм реальной общественной жизни, нередкую беззащитность любви перед силами зла и ненависти. Вме­сте с тем, при всей наивности и утопичности рассуждений Фейерба­ха, его учение о любви, тем не менее, несет в себе значительный гу­манистический потенциал, оно утверждает принцип «человек для че­ловека», идею единства и солидарности всех людей. Философ под­черкивал: «Мое моральное требование к людям ограничивается единственно тем, чтобы они не делали ничего злого».

   В творчестве Фейербаха наиболее разработанными оказались три темы: а) природа как исток и мир человека; б) психологические корни религии; в) любовь как этический принцип. Рассуждения на эти темы были интересными и в чем-то, безусловно, оригинальны­ми. Однако Фейербах не сумел пойти далеко в развитии основ фило­софского материализма: сказались длительные годы жизни в дерев­не в обособлении от активной научной и общественной деятельно­сти. В отличие от Гегеля он не смог разработать фундаментального Учения об общественной жизни и развитии всемирной истории. Отстаивая материализм «внизу» (в понимании природы), этот философ остался идеалистом «вверху» (в трактовке источников и механизмов существования и развития человеческого общества).

Немецкая классическая философия сыграла значительную роль в развитии философской мысли (в том числе и в России), во-первых, в ней была наиболее систематично и последовательно изложена диалектика как теория развития и метод философского мышления, разработаны ее принципы, понятия и законы. Bo-вторых, обстоятельному философскому осмыслению была подвергнута сфера духовного в различных ее проявлениях (индивидуальное и общественное сознание), уделено особое внимание ее роли как весьма активного фактора жизни общества и всего исто­рического процесса. В-третьих, была подчеркнута активная, дея­тельная природа человека как субъекта познания и практики, спо­собного создать разнообразный мир культуры. История общества предстала в немецкой классической философии как арена деятель­ности человека, единый и закономерный процесс смены состояний и эпох, отношений между людьми. Немецкая классика сумела дос­таточно глубоко и полно для своего времени объяснить мир. С призывом же к практическому изменению этого мира человеком выступили в последующем другие мыслители человечества.