Классическая немецкая философия, конспект лекций, страница 3

Исследуя природу знания, Кант подчеркивал, что оно всегда выражается в форме суждений, которые в свою очередь бывают аналитическими и синтетическими. Первые из них не прибавляют новых знаний о предметах, а вторые способствуют получению такого знания. Синтетические суждения бывают апостериорными (зависящими от чувственного опыта) и априорными (не зависящим» от такого опыта). По Канту, теоретическое знание основано на априорных суждениях, существующих в сознании человека как доопытные (врожденные) формы созерцания вещей, например, понятие о пространстве и времени.

Названные виды суждений соответствуют трем основным  познавательным  способностям  человека:  чувственности, рассудку («практический разум») и разуму. Чувственность означает способность ощущать вещи; рассудок — способность к простым понятиям и суждениям о вещах; разум же — это способность к умозаключениям и идеям (высшим понятиям). С помощью чувственности появляются первичные сведения о «вещах в себе». Так осуществляется созерцание мира, формирование ощущений и представлений о пространстве и времени как важнейших формах бытия, «схватывание» внешних связей между ними. С помощью же рассудка априорных (доопытных) понятий эти сведения организуются и обрабатываются в форме различных понятий и категорий. Это уже есть рассуждение о мире, составление суждений в определенной независимости от чувственных впечатлений и восприятий. Рассудок соединяет эти представления в единое целое. Он использует категории («чистые понятия»), с помощью которых происходит синтез (соединение) и обобщение чувственного материала. Особую  роль в этой деятельности играют такие понятия, как количество, качество, единство, причинность, необходимость и т.д. — всего и двенадцать. Они представляют собой некие логические формы, которых воплощается опыт познания, его наиболее существенные моменты. Следовательно, с помощью априорных понятий рассудок осуществляет важную часть мыслительной деятельности человека. По мнению Канта, на этом основано математическое и естественнонаучное знание.

Положительной стороной учения Канта о чувственности и рас­судке является раскрытие органичной связи между ощущениями и категориями рассудка. Ощущения без категорий «слепы», а логи­ческие категории без ощущений «пусты». Рассудок как бы конст­руирует игрой ума реальные связи между вещами, хотя на самом деле эти связи объективно существуют и они лишь выводятся («извлекаются») в ходе их познания человеком.

Особое место в своей теории познания Кант отводил человече­скому разуму. По мнению философа, разум — это способность к “умозаключениям, высшее знание о мире, которое представлено в форме идей. По Канту, разум порождает из себя три основные идеи: души (психические процессы), мира (причинно-следственные связи) и Бога (причина всех причин). Все это есть глобальные, широко­масштабные понятия, с помощью которых разум стремится объять («схватить») весь мир как единое и бесконечное целое. В этом и со­стоит его сверхзадача, призвание и судьба. Но в этом одновременно скрывается и великая драма человеческого разума.

Дело в том, что в ходе решения этой сложной задачи возникают так называемые антиномии, т.е. напряженные противоречивые со­стояния разума. Например, попытка дать теоретический ответ на вопрос о том, что такое мир, неизбежно приводит к противополож­ным ответам на этот вопрос. Можно, например, утверждать, что мир не имеет начала во времени и границ в пространстве. Но ведь с такой же уверенностью можно утверждать и прямо противополож­ное. Можно доказывать бытие Бога и можно ставить это под сомне­ние (вообще, Бог является, по мнению Канта, предметом религиоз­ной веры, а не науки). Можно утверждать, что человек обладает сво­бодой, а можно доказать и ее отсутствие. Всего философ называл четыре группы антиномий, которые иллюстрируют спор разума с самим собой.