Классическая немецкая философия, конспект лекций, страница 5

     УЧЕНИЯ И.ФИХТЕ И Ф.ШЕЛЛИНГА

Дальнейшее развитие немецкой классической философии было
связано с творчеством И.Фихте и Ф.Шеллинга. Эти мыслители
стояли   на   позициях   философского   идеализма,   субъективного
(И. Фихте) и объективного (Ф. Шеллинг).         

Иоганн   Фихте   (1762_1814 гг..) создал   так   называемую «практическую» философию, понимая под практикой деятельность разума познающего субъекта (человека). В своем основном произведении «Наукоучение» он излагал «концепцию «чистого Я», понимая под ним автономное сознание индивида, как бы оторванное от внешнего мира. По убеждению Фихте, предметом философии дол­жен быть не внешний мир, а «чистое Я», т.е. активная и творческая деятельность познающего мышления. Оно и есть подлинное бытие, в отличие от кантовских «вещей в себе».

«Чистое Я» включает в себя все, что может быть мыслимо, «присвоено» познающим субъектом (проще говоря, «Я» — это мыс­лящий субъект, активный по своей природе). Противоречие между «Я» и «не-Я» (внешним миром) возникает совершенно естественно и

с необходимостью, ведь «не-Я» всегда оказывает сопротивление познанию, противостоит субъекту. Это сопротивление приводит в движение «чистое Я», сообщает импульсы его активности. В ходе этого процесса формируется и «инстинктивное Я», т.е. самосознание.

Посредством его осознаются побудительные биологические мотивы поведения человека (субъекта). В итоге природные силы становятся осознаваемы, подконтрольны, и это придает действиям субъекта свободный характер. Однако эта деятельность все же оставляет че­ловека по-прежнему зависимым от внешней природы и ее сил.

Фихте проводил мысль о том, что основная задача человека со­стоит в активном преобразовании природы и общественных отно­шений. Преобразовать означает, прежде всего, познать. «Вмеша­тельство» субъекта во внешний мир есть, по убеждению философа, «возвышенная» и «великая» задача, подлинное призвание челове­ка. Однако деятельность («дело», «действование») субъекта носит характер не только познания, но и несет в себе нравственное со­держание, поскольку утверждает определенное (в данном случае — активное) отношение субъекта к внешнему миру (объекту). Мысль человека заключает в себе деятельное и практическое начало, она представляет собой интеллектуальное созерцание мира. Мышление всегда активно, оно последовательно движется от самой низшей ступени теоретической деятельности к наивысшей через разреше­ние возникающих противоречий. Движение человеческой мысли диалектично, т.е. противоречиво по своему характеру. Познание никогда не может быть завершено, оно всегда остается процессом. Таковым является и ход всей истории познавательной деятельно­сти человечества.

Немецкий философ считал, что деятельная активность мышле­ния позволяет индивиду быть по-настоящему свободным. Но свобо­да это не произвол, а осознанное подчинение себя природной и ис­торической необходимости. Она всегда конкретно-исторична, т.е. определяется характером эпохи и ее обстоятельствами. Вся история общества распадается на две крупные эпохи: до и после обретения свободы. «Царство свободы» покоится на «разумных» науке и ис­кусстве, которые призваны нести в себе истинное начало. И.Фихте был сторонником частной собственности, в которой он видел прин­цип устройства общества и государства. В одном из своих трактатов он нарисовал образ «идеального» государства с развитой системой разделения общественного труда. Основное же значение его творче­ства («философия активности») состоит в раскрытии творческой природы человеческого мышления, динамичности и противоречиво­сти процесса познания. Между субъектом (человеком) и объектом внешний мир) всегда имеет место взаимодействие, в ходе чего изме­няются обе стороны противоречия. Фихте прочно верил в реальную возможность познания мира и обретения человеком практической власти над окружающей природой.