Курс лекций по концепциям современного естествознания, страница 4

Вопрос 3. «Парадигма и ее роль в естествознании.

Динамика научного познания в теории Томаса Куна»

Обычно мы воспринимаем историю науки как линейный процесс постепенного накопления знаний об окружающем нас мире, кульминацией которого является современное положение дел. Однако, как впервые показал Томас Кун в работе «Структура научных революций», история науки далеко не прямолинейна, в ней наблюдается цикличность с характерными стадиями и динамикой. Понять этот процесс позволяет, центральная в теории Куна, концепция парадигмы. Парадигма может быть определена как набор убеждений, ценностей и техник, разделяемых членами научного сообщества. Приверженность к какой – либо парадигме совершенно необходима для любого научного исследования. Объясняется это тем, что в силу всеобщей взаимосвязанности и взаимозависимости природных явлений, ни один ученый не в состоянии учесть все разнообразные проявления изучаемого им явления. Невозможно провести все мыслимые наблюдения и сделать все лабораторные эксперименты. Поэтому каждому, кто занимается наукой, приходиться перед началом любого исследования сводить проблему до рабочего объема, то есть решать, какие из свойств изучаемого явления признать важными, а какие нет, и какие из возможных экспериментов следует провести. При этом выбор ученого направляется ведущей парадигмой данного времени. Таким образом, парадигма оказывается столь же существенной для науки, как наблюдения и эксперимент. Однако те, кто слепо верят в парадигму и смешивают его с истинным представлением о реальности, фактически лишаются возможности делать открытия, так как парадигма серьезно ограничивает его поле зрения. Он показал, что прогрессивная и реакционная функция парадигм чередуется с некоторым предсказуемым ритмом, при этом в истории науки он выделят несколько характерных стадий. Самой ранней стадии развития науки свойственны концептуальный Хаус и конкуренция большого числа расходящихся воззрений на природу. Ни одно из них нельзя сразу отбросить как неверное, так как все они приблизительно соответствуют наблюдениям и научным методам своего времени. Но в конце концов, наиболее простая, элегантная и правдоподобная теория, готовая объяснить большую часть имеющихся наблюдений начинает играть роль доминирующей парадигмы. Когда парадигму принимает большая часть научного сообщества она становится обязательной точкой зрения. Тогда наступает следующая стадия – период «нормальной науки». Большинство ученых все свое время занимаются именно нормальной наукой, из-за чего эта сторона научной деятельности стала синонимом науки вообще. Нормальная наука основывается на допущении, что научное сообщество знает, как устроен окружающий мир. В главенствующей теории определено не только тем, чем является мир, но и то, чем он не является. Наряду с тем, что возможно, она определяет и то, что в принципе не возможно. Пока существование парадигмы остается само собой разумеющееся, только те проблемы будут считаться законными, для которых можно предположит решение. Это гарантирует быстрый успех «нормальной науки». В период нормальной науки ученые отбирают только те проблемы, которые могут быть решены при помощи уже существующих теорий и экспериментальных средств. При этих обстоятельствах, возникновение фундаментально новых знаний практически невозможно. Действительное открытие или новая радикальная теория могут появиться только в том случае, когда в ряде опытов обнаружатся экспериментальные факты, которые невозможно будет объяснить при помощи уже существующей системы убеждений. Однако по началу неожиданные результаты будут называться «плохими исследованиями». Только тогда, когда результаты подтвердятся повторными экспериментами, это может привести к кризису науки. Но и тогда ученые не откажутся от парадигмы, которая привела их к кризису. Научная теория, однажды получившая статус парадигмы до тех пор будет в ходу, пока ей не найдется жизнеспособной альтернативы. В течение некоторого времени обнаруженное расхождение будет рассматриваться как проблема, которая, в конце концов, разрешиться за счет модификаций старой парадигмы. И все же, после периода бесполезных усилий, наступают следующие стадии: переходный период, названный Куном экстраординарной наукой. В этот период растет число конкурирующих обоснований. Во время переходного периода проблемы можно решать как при помощи старой, так и при помощи новой парадигмы. Философы науки не раз доказывали, что конкретный набор данных всегда можно интерпретировать в рамках нескольких теоретических построений. Возникает  две конкурирующие научные школы, между которыми встает серьезная проблема коммуникации. Они оперируют разными базовыми постулатами о природе реальности. В рамках новой парадигмы старые термины обретают иные определения и новый смысл. В качестве примера, моно привести полное различие по смыслу таким понятий как масса, пространство и время в классической физике и теории относительности. Наконец происходит смена парадигмы. Со сменой парадигм мер ученых меняется также. Они используют новые инструменты, ищут в других местах, наблюдают другие объекты и постигают даже уже знакомые явления в совершенно другом свете. После смены парадигмы старую  теорию можно понимать, в некотором смысле, как частный случай новой, но для этого надо ее преобразовать. Так механика Ньютона может рассматриваться, как частный случай теории относительности Энштейна. Затем снова наступает этап «нормальной науки».