Курс лекций по концепциям современного естествознания, страница 2

Виды материи и различные уровни ее организации.

Деление естествознания на отдельные науки.

            Окружающая нас материя встречается двух видов: живая, входящая в состав растений и животных, и неживая. В соответствии с этим, все естественные науки можно разделить на те, что изучают неживую материю (физика, химия, геология и др.) и те, что изучают живую материю (биология, ботаника и т.д.). Все попытки объяснить явления происходящие в живой природе только на основании физических законов, объясняющих поведение неживой материи равно как попытки получить живую материю из неживой, оказались неудачными. Происхождение первой живой материи науке так и неизвестно. В настоящее время достоверно известно, что окружающие нас объекты природы состоящие как из живой так и из неживой материи обладают структурой то есть в свою очередь саммит состоят из других объектов. Так можно говорить о структуре галактики и солнечной системы, клеточной структуре живых тканей, молекулярной структуре вещества. При этом естественным образом выделяются различные по сложности уровни организации материи: космический, планетарный, геологический, биологический, химический и физический. Объем научных знаний накопленных человечеством столь велик, что отдельный ученый за всю свой жизнь не в силах их даже просто усвоить, не говоря о том, чтобы заниматься дальнейшим изучением. По этому в естествознании произошла достаточно узкая специализация ученых на исследованиях природных явлений, принадлежащих какому либо отдельному уровню. Это привело к делению естественно научных знаний на отдельные дисциплины. Примерно соответствующие различным уровням организации материи: астрономию, экологию, биологию, химия, физику. Занимаясь изучением  объектов какого- либо уровня можно достичь их полного описания, основываясь лишь на знаниях более низкого элементарного уровня. Например, не возможно понять законы жизнедеятельности клетки ничего не зная о химических реакциях, протекающих в ней. Поэтому специалисты, работающие на своем уровне вынуждены опираться на знания смежных наук, находящихся ниже по иерархической лестнице, исключение составляет физика (самый нижний этаж, составляет фундамент). Поэтому физические теории и физический взгляд на мир ответственны за формирование всего естественно научного мировоззрения.

Рациональный и интуитивный способы познания.

            На сегодняшний день доказано, что человек располагает двумя способами познания: рациональным и интуитивным. Физиологи отвечают, что за рациональное (логическое или аналитическое) мышление отвечает левое полушарие, а за интуитивное (образное, эмоциональное) восприятие мира – правое. Рациональное познание относится к области интеллекта. Функции интеллекта: различать, разделять, сравнивать, измерять, анализировать и распределять по категориям. Рациональное познание, прежде всего, относиться к естественным наукам. Однако уязвимое место рационального познания – абстрагирование. Наш мир бесконечно разнообразен и в нем все взаимосвязано, поэтому практически все реально наблюдаемые явления столь сложны, что их исчерпывающие описание оказывается технически невозможным. В результате при описание любого природного явления, мы вынуждены что то не учитывать и чем то пренебрегать. Таким образом, описывается не само явления, существующее в реальность, а вымышленная модель, лишь приближенная к действительности. Например, одной из моделью в физике является модель идеального газа, в которой не учитываются размеры молекул и пренебрегается их взаимодействия на расстоянии. По мере развития науки модели усложняются постепенно приближаясь к реальности. Однако они все равно остаются моделями. Поэтому, не смотря на то, что естественные науки часто называют точными, любая теория, любое конкретное утверждение в них, любой закон – носят приближенный характер. Существуют и другие причины не точности естественно научных знаний. Одна из них -  несовершенство измерительных приборов, которое в процесс измерений всегда вносит погрешность. Несмотря не то, что естественно научные исследования, в первую очередь, основаны на рациональном способе познания, они не могут быть сведены к нему полностью. Только благодаря интуиции ученые способны совершать новые открытия. Под интуицией подразумевается непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на предшествующей опыте. Интуитивное знание – понимание сути предмета, полученное благодаря непосредственному постижению сущности вещи. Хорошо известный пример спонтанного интуитивного постижения: шутка. Когда мы понимаем шутку мы переживаем мгновенное просветление, этот момент должен наступить спонтанно, он не может быть притворен объяснением шутки. Принято считать, что интуитивный способ познания мира более характерен для религиозного сознания, для ученых гуманитарного направления, а также для людей искусства. Однако следует помнить, что рациональное и интуитивное мышление в каждом конкретном человеке не отделимы друг от друга. В каждом из нас при рассмотрении какой либо проблемы доминирует либо одно, либо другое полушарие, в зависимости от степени их развитости, но при принятии решения мозг выступает как единое целое, доказано, что серьезное нарушение баланса или искусственное разрушение связи между полушариями головного мозга ведет к болезни. Поэтому людям гуманитарного склада полезно тренировать левое полушарие, например, изучая основы естествознания. И наоборот.