Ремонт котла восьмиосной цистерны, страница 6

С целью уменьшения внутренних напряжений в сварных соединениях трещины длиной более 300 мм завариваются обратноступенчатым швом. При поступлении в заводской ремонт цистерн, у которых трещины котлов заварены сплошными накладками, по­следние снимаются и заменяются кусковыми накладками.

Рис. 84. Заварка трещины основного металла котла, не пересекающей сварные швы:

1 - броневой лист; 2 - обечайки котла; 3- кусковая накладка; 4- заваренное отверстие у конца   трещи­ны; 5 - сварной шов; 6 - контрольный шов

Заварка трещин, пересекающих       сварные швы котла.

Трещины, пересекающие сварные швы, завариваются так же, как и трещины по основному металлу кот­ла. При подготовке тре­щин к сварке сварной шов котла в месте пере­сечения трещиной сру­бается до основного ме­талла на длине 100— 120 мм (50—60 мм на каждую сторону трещи­ны), а после заварки восстанавливается.

Трещины (рис. 85), пересекающие места со­единения двух элемен­тов котла,

сваренных нахлестку (например, обечайки с броневым листом) или втавр (обе­чайки с колпаком), за­вариваются в таком по­рядке.

Швы, соединяющие элементы котла, сруба­ются по длине 70 — 80 мм по обе стороны трещины снаружи и вну­три котла, по концам  трещины сверлятся отверстия диаметром 8—10 мм в обоих элемен­тах котла. Кромки трещины разделываются под углом 50—60° и отверстия раззенковываются под углом 40—45° у перекрывающего верхнего листа (броневой лист, колпак) с наружной стороны и у нижнего листа (обечайки) с внутренней стороны.

Рис.    85.   Заварка   трещины,   пересекающей сварной шов соединения внахлестку обечайки и броневого листа:

а -подготовка трещины;

б- последовательность за­варки трещины

С наружной стороны котла накладывается первый слой свароч­ного шва на трещину в броневом листе (колпаке), наваривается контрольный шов в обечайке и завариваются отверстия по концам трещины. Сварной шов в броневом листе очищается от шлака, брызг металла и накладывается второй слой шва.

Внутри котла корень шва зачищается от натеков металла и шла­ка, накладывается контрольный шов на броневой лист, заваривается двухслойным швом трещина в обечайке, подвариваются отвер­стия по краям трещины и восстанавливается сварной шов, соеди­няющий элементы котла с внутренней стороны. После этого вос­станавливается шов, соединяющий элементы котла с наружной стороны.

В таком же порядке завариваются трещины в поперечных свар­ных швах, соединяющих обечайки, когда они распространяются на броневой лист котла.

При заводском ремонте заменяются элементы котла: с толщиной листа менее половины альбомной на площади более 30%, если у них имеется более четырех заплат.

Котлы с меньшими повреждениями ремонтируются приваркой заплат или вваркой лент. Толщина листа в поврежденных местах определяется путем просверливания отверстий диаметром 8—10 мм. Приваркой заплат при всех видах ремонта ремонтируются также пробоины в котле и места, где концентрируется несколько лучевых трещин.

Поврежденный элемент котла или его часть, а также старые швы срезаются газовой резкой. При срезке швов повреждение ис­правных элементов котла не допускается. Места сварки после удаления дефектной части тщательно зачищаются заподлицо с ме­таллом котла.

Размеры новой части и способ ее приварки (встык, внахлестку, втавр) должны соответствовать альбому чертежей цистерны, что обеспечивает сохранение объема котла и его калибровочного типа.

При приварке элементов котла внахлестку толщина элемента и величина перекрытия кромок должны соответствовать альбому чертежей цистерны. Пробоины в котле ремонтируются приваркой заплат встык или внахлестку. Перед приваркой заплат края про­боины или места концентрации лучевых трещин подготавливаются газовой резкой; при этом отверстию придается круглая или оваль­ная форма. Заплаты заготавливаются точно по размерам и форме отверстия, зазоры между кромками заплаты и отверстия не долж­ны превышать 2 мм.

Если вварка делается встык, то кромки отверстия в котле и-кромки ввариваемого элемента (ленты, заплаты) разделываются под V-образный шов. Местные углубления кромок более 2 мм, трещины и другие дефекты кромок не допускаются. Перед наложе­нием сварных швов кромки прихватываются сваркой. Длина каж­дой прихватки составляет 40—50 мм. Приварка выполняется обратноступенчатым способом с наложением сварного шва в два слоя с наружной стороны и контрольного шва с внутренней стороны. Заплаты следует заготавливать из металла той же марки, что и металл котла. Толщина заплаты должна быть такой же, как тол­щина завариваемого листа. Наружные размеры и форма у заплаты, привариваемой внахлестку, должны обеспечивать перекрытие кро­мок отверстия не менее чем на величину пяти толщин свариваемых листов.

При расстоянии между соседними заплатами менее 100 мм от­верстия перекрываются одной заплатой. При этом поверхность заплат не должна превышать 0,1 м2. Повреждения котла, требую­щие постановки заплат больших размеров, ремонтируются вваркой лент.

Заплата плотно пригоняется к месту приварки. Местные зазоры не должны превышать 2 мм.

Приварка внахлестку новых элементов котла и заплат произ­водится без разделки кромок двусторонними швами. При завод­ском ремонте на каждом элементе котла допускается ставить не более одной заплаты, а при деповском - не более двух заплат. Для повышения ответственности за качество выполнения сварочных работ на вновь поставленных элементах котла и заплатах выби­вается клеймо пункта, производящего ремонт, и дата ремонта.

Во всех случаях наложения сварных швов при ремонте котлов расстояние между параллельными сварными швами, соединяющими элементы котла или заплаты, должно быть не меньше 150 мм.