Вагонное электрооборудование и его назначение, размещение и условие работы, страница 10

/ — корпус;   2,   17 — подшипниковые   щиты;   3 — шарикоподшипник;   4 — штепсельный   разъем; 5 — щеточная   траверса;   б — коллектор;   7 — съемный   кожух;   8 — обмотка   возбуждения;   9 — якорь;  10 — полюс;  11—лапы;  13—обмотка  якоря;  14—приводная  муфта

Щеточный аппарат генератора этого типа имеет особую конструк­цию. Щеточная траверса 5 установлена на подшипниковом щите 2 и может свободно поворачиваться на его втулке на 90е. При изме­нении направления вращения якоря траверса под действием силы трения щеток о коллектор поворачивается на 90° и щетки изменяют своз положение относительно полюсов (смещаются на одно полюсное деле­ние), а в результате этого полярность щеток остается неизменной. В ге­нераторе смонтировано четыре щеткодержателя, в каждом из которых установлено по одной щетке марки ЭГ-14. Противоположно располо­женные щеткодержатели соединяются между собой попарно и провода от них  выводятся к выводным зажимам.

Генератор 23/07.11 отличается от генератора 23/07.21 конструк­цией остова и элементами крепления. Этот генератор подвешивается на раме тележки и приводится во вращение с помощью ременного привода. Для этого на его валу устанавливают шкив, а в верхней ча­сти остова крепят литую коробку, на которой смонтирован вал для под­вески генератора к раме вагона и пружина для натяжения ремня.

На вагонах с кондиционированием воздуха устанавливают агрегаты, состоящие из генератора постоянного тока и трехфазного асинхрон­ного двигателя для вращения генератора на стоянках. Генератор и электродвигатель (рис. 11) расположены в одном корпусе, имеют общий вал и представляют единую электрическую машину. Все эти генерато­ры являются четырехполюсными машинами закрытого исполнения. Технические данные  их  приведены в табл.  7.

Генератор имеет стальной литой разъемный корпус, в части 17 которого запрессован пакет статора 7 асинхронного электродвигателя с обмоткой 5; в другой части 16 остова укреплены полюсы генератора

постоянного тока: главные и добавочные, с соответствующими обмот­ками 9 и 10. Агрегат DUGG-28В имеет смешанное возбуждение, агре­гат К694L — параллельное. На валу 2 машины установлены ротор 6 асинхронного электродвигателя с короткозамкнутой обмоткой типа «беличья клетка», якорь 11 генератора постоянного тока, коллектор 12 и вентиляторы 3 и 8, обеспечивающие интенсивное охлаждение на­гретых частей машины. С торцов остов закрывается двумя подшипни­ковыми щитами 1 и 15, в которых смонтированы подшипники каче­ния 4. На щеточной траверсе смонтированы четыре щеточных пальца, на которых установлены щеткодержатели 13 со щетками марки ЭГ-2А. Конец вала 2 машины соединяют с карданным валом привода. В агре­гате DUGG-28В со стороны коллектора смонтирован специальный пе­реключатель, закрытый кожухом 14. Переключатель обеспечивает со­хранение неизменной полярности напряжения, подаваемого на нагруз­ку  при   изменении направления  вращения генератора.

Переключатели полярности В агрегате DUGG-28В применен пе­реключатель полярности, смонтированный внутри агрегата. Две пары неподвижных контактов 1, 2, 3, 4 (рис. 12) переключателя мо­гут замыкаться двумя подвижными контактами 5 и 7, установленны­ми на изоляционной планке 6. Подвижные контакты перемещаются при помощи поворотной траверсы 8, на которую действуют кулачки 10 и 11 шайбы 9, установленной на валу электромашинного преобразова­теля. Планка 6 укреплена эксцентрично относительно оси поворота траверсы 8. Поэтому при ее повороте контакты 5 и 7 перемещаются вверх   и   вниз.

При вращении вала генератора по часовой стрелке (рис. 12, а) кулачок 11 упирается в правый выступ траверсы 8 и поворачивает ее против часовой стрелки. Планка 6 перемещается вниз, вследствие че­го контакт 5 соединяется с контактом 4, а контакт 7 — с контактом 1. В этом положении переключателя щетки А (рис. 12, в), которые при данном направлении вращения якоря генератора имеют положитель­ную полярность, соединяются с положительным зажимом В на клеммовой панели, щетки Б — с отрицательным зажимом Г.


Рис, 11, Устройство генераторов DAGG-28В


Технические данные

01ЮО-28В

К6941

Генератор

Номинальная мощность, кВт:

при движении поезда

28

21.5

на стоянке

21

17,5

Диапазон  рабочего  напряжения,  В

110—138

110—135

Номинальный ток, Л:

при движении поезда

203

155

на стоянке

152

130

Диапазон   рабочей   частоты   вращения,

600-3000

520-3000

об/мин

Электродвигатель

Номинальная мощность, кВт

28

22

Номинальное напряжение, В

220/380

380

Номинальный ток, А

97/56

51

Частота тока, Гц

50

50

»       вращения, об/мин

1440

1450

При вращении вала генератора против часовой стрелки кулачок 10 (рис. 12, б) упи­рается в левый выступ траверсы 8 и поворачивает ее но часовой стрел­ке. При этом планка 6 поднимается вверх и контакт 5 соединяется с контактом 3, а контакт 7 — с контактом 2. В этом положении пере­ключателя щетки А (см. рис. 12, в), имеющие теперь отрицательную по­лярность, соединяются с отрицательным зажимом Г на клеммовой па­нели, а щетки Б — с положительным зажимом В. Направление тока в катушках ОДП обмотки добавочных полюсов должно изменяться в соответствии с изменением тока в якоре. Поэтому эти катушки под­ключены до переключателя полярности. В катушках ОВ2 последова­тельной обмотки возбуждения направление тока должно оставаться не­изменным, так как ее магнитодвижущая сила должна всегда совпадать по направлению с магнитодвижущей силой катушек ОВ1 параллель­ной обмотки возбуждения независимо от направления вращения яко­ря. В противном случае произойдет ослабление магнитного потока ге­нератора и его напряжение будет уменьшаться с ростом нагрузки. Чтобы этого не случилось, катушки последовательной обмотки воз­буждения подключены после переключателя полярности к выходным зажимам  В  и   Г.