Вагонное электрооборудование и его назначение, размещение и условие работы, страница 13

Особенностью аппаратов защиты (РМН,РПН) является то, что отдельные виды из отказов не проявляются при нормальной рабо­те АСЭС. В частности, распространенным отказом устройств за­щиты является нарушение регулировки, когда действительные ус­тановки срабатывания отличаются от требуемых. Доля таких отка­зов составляет около 10%. Проявится же этот отказ лишь  в аварийной ситуации, когда не сработавшая или сработавшая не вовремя защита поставит АСЭС в недопустимее условия рабо­ты.

Эксплуатация АСЭС сводится к систематическому контролю технического состояния входящих в ее состав элементов. Сво­евременная регулировка или замена тех из них, характеристи­ческие параметры которых достигли или вышли за пределы допус­тимых значений, сокращает число внезапных отказов. 3 случае же отказа возникает необходимость в определении отказавшего узла или элемента и его ремонте.

 Основные технологические процессы ремонта электрооборудования вагонов на вагоноремонтных заводах и в вагонных депо

Объем и порядок ремонта электрооборудования вагонов на вагоно­ремонтных заводах и в вагонных депо определяются специальными техническими условиями (ТУ), инструкциями и другой нормативно-технологической документацией. При ремонте и испытаниях электри­ческих машин, регуляторов, аккумуляторных батарей, автоматичес­ких выключателей, контакторов и реле, электропроводки, электропе­чей и калориферов ведутся специальные журналы, установленные этими ТУ, в которых отмечаются основные параметры отремонтиро­ванного электрооборудования.ках, поражение трубок коррозией, обрыв спирали, уменьшение со­противления более чем на 5% номинального, нагреватели заменяют. Заменяют также изоляторы, имеющие отколы, трещины и другие по­вреждения. Очищенные винты, стойки и корпус калорифера покрывают термостойким электроизоляционным лаком. При сборке калорифера и печи проверяют прочность крепления изоляторов на стойках, трубча­тых нагревателей на изоляторах и перемычек между нагревателями.

Сопротивление изоляции относительно корпуса, измеренное мегаом-метром на 500 В для нагревателей на напряжение до 380 В и мегаом-метром на 2500 В для остальных, должно быть не менее 1 МОм для трубчатых электронагревателей; 1,5 МОм—для электрокалориферов и печей при номинальном напряжении до 380 В; 15 МОм — при на­пряжении 380 В; 20 МОм — при напряжении 3000 В. Электрическую прочность изоляции собранных электрокалориферов и печей относи­тельно корпуса проверяют в течение 1 мин переменным током часто­той 50 Гц, напряжением 1500 В при номинальном напряжении ПО В; 1850 В — при напряжении 380 В; 9500 В — при напряжении 3000 В.

В подвагонном ящике системы электрического отопления, освобож­денном от высоковольтной аппаратуры, проверяют и ремонтируют пере­мычки ящика, главный разъединитель, специальные замки, уплотне­ния, заваривают прожоги и сквозные отверстия. Очищенный и отре­монтированный ящик окрашивают изнутри специальной эмалью.

При установке на вагон электрокалорифера его соединяют с диффу­зором принудительной вентиляции. При установке электропечей в ва­гоне следует убедиться в том, что термоизоляция и ее металлический лист не имеют повреждений, а короб исправен и очищен. После уста­новки всех электропечей без заземляющих перемычек проверяют со­противление электронагревателей каждой ветви последовательно сое­диненных печей. Допускается отклонение этих сопротивлений не бо­лее чем на 10% против установленных величин. При выпуске из ремон­та вагона с электроотоплением проверяют нагрев воздуха электрокало­рифером и печами до установившейся температуры в вагоне 18, 20 и 23° С, а также в туалетах согласно Инструкции вагоностроительного завода.

Ремонт арматуры освещения и электропроводки. При заводском ремонте арматуру освещения снимают с вагона, при деповском только заменяют и ремонтируют неисправные элементы и узлы. Измеряют со­противление изоляции между проводами, выходящими из светильника, при снятых лампах также между этими проводами, соединенными вмес­те, и заземляющим проводом; сопротивление изоляции, измеренное мегаомметром на 500 В, должно быть не менее 2 МОм. При заводском ремонте проверяют действие светильников люминесцентного освещения на специальном стенде (рис. 208), при этом измеряют потребляемый лампами ток и светоотдачу при номинальных питающем напряжении и частоте. Плафоны, линзы и стекла хвостовых и посадочных фонарей промывают в ванне моющим порошком.

Ремонт электрической проводки при деповском ремонте вагонов в основном заключается в проверке технического состояния изоляции проводов, заземляющих шин, наконечников, соединительных коробок,

трубопроводов и вводов в вагон. Качество резиновой изоляции счита­ется удовлетворительным, если при перегибе провода на 180° с радиу­сом изгиба, равным трем диаметрам испытываемого провода, на по­верхности изоляции не появляются трещины. Неисправные провода заменяют.

При заводском ремонте вне зависимости от технического состоя­ния заменяют провода системы контроля за нагревом букс на тележках через 4 года; сигнальные провода, подходящие к ближайшему соединению при каждом втором четырехгодичном ремонте; провода, соеди­няющие распределительный щит с силовым подвагонным оборудова­нием и провод низковольтной подвагонной магистрали, — при каждом третьем четырехгодичном ремонте.

При всех видах ремонта не допускается холодная скрутка проводов, наращивание проводов, присоединение их к зажимам без наконечни­ков. Все провода должны иметь маркировку, при отсутствии ее восста­навливают. Проверяют плотность соединений. Если контакты окраше­ны термоиндикаторной краской, то проверяют ее цвет (ненагревавшийся контакт имеет розовый цвет, нагревавшийся — синий). При нагре­ве контакта следует укрепить его и тщательно проверить всю электри­ческую цепь, в которую он включен, особенно если она содержит эле­менты приборов, регулирующих напряжение или ток. Проверяют так­же качество нанесения термоиндикаторной краски на винты, зажимы и выводы; отшелушенную, стершуюся краску восстанавливают.