Оценка современного состояния налогового регулирования экономической деятельности организации, страница 13

6.  Разработка налоговой политики. В отличие от налоговой стратегии в целом, налоговая политика формируется лишь по конкретным направлениям налогового планирования, требующим обеспечения наиболее эффективного управления для достижения главной стратегической цели этого процесса.

7.  Построение организационно-экономической структуры, нацеленной на реализацию налоговой стратегии. На данном этапе рекомендуется проводить организационно-экономические мероприятия по следующим направлениям: выделение уровней иерархии налоговой стратегии; построение эффективной организационной структуры для наилучшей реализации налоговой стратегии; подбор персонала, способного осуществлять процесс управления налогообложением.

8.  Разработка системы экономико-правовых мероприятий по обеспечению реализации налоговой стратегии. Среди экономико-правовых мероприятий можно выделить следующие: составление прогнозов налоговых обязательств организации; разработка возможных альтернативных схем товарно-денежных потоков; организация документооборота; составление платежного календаря; документальное обоснование применяемых схем налогообложения (в частности оснований на получение тех либо иных налоговых льгот); оценка рисков невыполнения стратегических целей и задач. Контрольные мероприятия за выполнением плановых заданий.

9.  Оценка эффективности разработанной налоговой стратегии. Проводится по следующим направлениям: согласованность налоговой стратегии с общей стратегией развития субъекта хозяйствования; согласованность налоговой стратегии с предполагаемыми изменениями внешней среды. Критерием оценки эффективности реализации налоговой стратегии выступает абсолютное и относительное уменьшение налоговых платежей, выплачиваемых субъектом хозяйствования за определенный период.

Понятие «налоговое планирование» на предприятии, в фирме и других хозяйствующих субъектах подразумевает под собой усилия, направленные на достижение оптимального уровня налогообложения посредством уменьшения размеров объема налоговых платежей.

Налоговое планирование является важной составной частью финансовой деятельности предприятия. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта можно рассматривать в широком и узком смысле слова.

В широком понимании налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта можно подразделить на четыре этапа.

На первом этапе решается задача выбора предпринимательской деятельности, ее организационно - правовой формы.

На втором этапе решается задача о выгодном с налоговой точки зрения расположения, как самого предприятия, так и его структурных подразделений (регионы, свободные экономические и оффшорные зоны).

На третьем этапе налогового планирования изучается возможность максимально полного и правильного использования льготного налогообложения, снижения объемов налоговых платежей с учетом возможности заключения выгодных сделок, наличия финансовых и трудовых ресурсов, знания налогового законодательства и других условий.

На четвертом этапе учитывается при налоговом планировании рациональное размещение финансовых средств и активов предприятия с учетом знания рынка.

В зависимости от длительности периода и решаемых задач налоговое планирование можно подразделить на тактическое и стратегическое. Тактическое налоговое планирование призвано решать задачи третьего этапа, имеющие текущий характер. Стратегическое планирование определяет долговременный курс предприятия в области легального снижения налоговых расходов на основе глубокого знания налогового законодательства и предусматривает решение задач, которые поставлены на первом, втором и третьем этапах налогового планирования.

Содержание налогового планирования в узком смысле означает организацию и методику расчета объемов конкретных налогов предприятия на очередной финансовый год и среднесрочное планирование (на 3 года).

Процесс планирования состоит из:

1.  оценки реальных возможностей или потенциала организации на момент принятия решения;

2.  определения необходимых условий для достижения поставленных целей в заданный период времени;

3.  принятие планового решения, включающего в себя набор мероприятий, обеспечивающих достижение заданных целей при эффективном использовании потенциала организации. Совокупность поставленных целей состоит из стратегических и тактических (текущих). Плановое решение является управляющим воздействием для последующей реализации плановых заданий.

Что касается принципов налогового планирования, то они приведены на рис.3. Основополагающим принципом налогового планирования является принцип законности, который заключается в неукоснительном и строгом соблюдении требований действующего законодательств при определении налоговых обязательств организации, а также исчислении и уплате налогов.

Рис. 3. Принципы налогового планирования

Источник: собственная разработка на основании изученной экономической литературы.

Вторым принципом налогового планирования является принцип оперативности, который связан с оперативной корректировкой в системе налогообложения при разработанной налоговой политике с учетом изменений в действующем законодательстве. Принцип оперативности предполагает учитывать не только внешние изменения, но и иметь четкое представление о внутренних приоритетах, ценностях и возможностях организации.

Третьим принципом налогового планирования является принцип оптимальности. Суть данного принципа заключается в том, что  применение механизмов, уменьшающих размер налоговых обязательств, не должно причинять ущерба стратегическим целям организации, интересам его собственников.

Таким образом, налоговое планирование – это не самоцель, а лишь средство для решения поставленных задач. Поддержание оптимального соотношения, рационального равновесия между величиной налоговых платежей и величиной прибыли, остающейся в распоряжении организации для осуществления его финансовой и инвестиционной политики, расширения текущей деятельности.

Следовательно, налоговое планирование является частью стратегического управления расчётами между организацией и бюджетом. Также от выбора налоговой стратегий будет зависеть развитие субъекта хозяйствования как конкурентоспособной организации и потенциального налогоплательщика.