Оценка современного состояния налогового регулирования экономической деятельности организации, страница 11

Формирование экономических образований различного вида предусматривает в основном две цели:

1.  обеспечение свободного движения товаров и услуг;

2.  создание равных условий для конкуренции всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в рамках интеграционных объединений.

Процессу взаимопроникновения национальных экономик и созданию общего экономического базиса – единого экономического пространства – соответствует и процесс формирования единого налогового пространства, который проходит те же этапы становления и развития.

Основным условием достижения этой цели является гармонизация национальных налоговых систем.

Отечественными экономистами понятие налоговой гармонизации как необходимого условия в проведении согласованной налоговой политики регионального экономического объединения воспринимается достаточно однозначно. Что же касается механизма её осуществления, теоретиками и практиками региональной экономической интеграции в рамках СНГ предлагаются различные пути и инструменты.

Понятие налоговой гармонизации можно определить как стратегию согласованной налоговой политики интегрирующихся государств по координации и сближению уровней налогообложения.

Гармонизация представляет собой разработку общего курса государств в данной сфере правоотношений на определенном этапе интеграционного взаимодействия. Она предполагает сближение позиций, согласование общих подходов и концепций, совместную разработку правовых принципов и отдельных решений, обеспечивающие их взаимного соответствия, а также унификацию – введение общеобязательных юридических норм и правил.

К принципам гармонизации следует отнести: согласованность правового регулирования; синхронность принятия гармонизированных актов; последовательность этапов гармонизации; приоритетность международных договоров по сравнению с национальным законодательством. Опыт теории и практики интеграционных процессов определил в качестве основных экономических преобразований налоговую гармонизацию, которая достигается путем унификации основных согласованных налоговых форм и видов налогов.

Налоговая унификация является основным методом налоговой гармонизации, от правильности и обоснованности которой зависит эффективность процесса гармонизации. Степень же процессов унификации и перечень инструментов решения этой проблемы и определяет конкретный механизм налоговой гармонизации.

Унифицироваться могут как конкретные виды налогов, входящие в национальную налоговую систему, и их базовые элементы (объекта обложения, механизм исчисления, ставки), так и организационные и управленческие структуры, обеспечивающие функционирование налоговой системы. Также в область налоговой унификации входит стандартизация налогового и бухгалтерского учёта и отчетности, создание координированной системы налогового контроля, определение общих подходов в сфере международного налогообложения. С целью достижения реальных результатов и сохранения эффективности попадается вся национальная налоговая система и налоговые инструменты, обслуживающие её.

На каждом этапе экономического развития налоговая унификация может осуществляться различными формами и методами. Гармонизация налоговой системы государств, объединяющихся в различного рода экономические союзы, проходят ряд этапов в зависимости от степени интеграционных процессов, задач, поставленных перед таким объединением, уровня развития национальных экономик. Начальный этап характеризуется заключением налоговых соглашений на двухсторонней основе и унификацией национальной налоговой системы в соответствии с международными нормами и стандартами. Последующий этап, кроме односторонних мер по совершенствованию внутреннего налогового законодательства, включает проведение согласованной налоговой политики, а также разработку основ налогового законодательства, действующего в рамках объединённых экономик.

Экономическая интеграция на территории вновь образовавшихся государств в 1991 году (постсоветские государства) в настоящие время проходят этапы становления и развития. Поэтому реальная оценка происходящих экономических процессов, выбор форм и методов межгосударственного регулирования общего рынка объединяющихся государств, последовательность осуществления гармонизации национальных законодательств имеют большое значение для создания единого экономического пространства.

В рамках наиболее жизнеспособных объединений (Союз Российской Федерации – Республики Беларусь, Таможенный союз) проводится совместная экономическая политика, предусматривающая ряд мер по гармонизации национальных законодательств.

В перечень основных мероприятий по гармонизации национальных законодательств попали налоговые законодательства стран-участниц. Такая первоочередность в разработке мер по гармонизации и проведению согласованной налоговой политики вызвана, прежде всего, тем, что при отсутствии таможенных барьеров и таможенных процедур национальные налоговые системы становятся препятствием свободному движению товаров, трудовых ресурсов и капиталов.

Также к проблемам можно отнести объективные и субъективные факторы, пря и косвенно усложняющие процессы сближения экономик стран-участниц и их национальных законодательств:

1.  разный уровень развития экономического пространства;

2.  неразвитость рыночных преобразований и кризис общественного производства;

3.  нерыночное ценообразование (цены определяются не спросом и предложением, регулируются в административном порядке, в отдельных случаях экспорт дотируется из бюджета  в виде прямых субсидий, налоговых льгот, нереального валютного курса);

4.  широкий спектр ограничений неналогового и нетарифного характера: квотирование, лицензирование, прочие административные ограничения;

5.  неконвертируемость национальных валют;

6.  фискализация налоговой системы, вызванная в первую очередь бюджетным дефицитом и ростом общегосударственных расходов;

7.  перегруженность налоговой системы государственными целевыми фондами, специальными налоговыми целевыми сборами.

Эффективность региональных экономической интеграции и особенно её начальных форм (зон свободной торговли и таможенных союзов) обеспечивается объединением государств, имеющих взаимодополняемую экономику, как по структуру экономического пространства, так и по уровню развития.