Оценка современного состояния налогового регулирования экономической деятельности организации, страница 12

Возникающие на практике сложности реализации планов налоговой гармонизации в рамках интеграционных образований заключается в недостаточности научных разработок в области сопоставимости национальных экономических пространствах и на её основе разработки согласованной налоговой политики.

Налоги во всех странах являются не только средством пополнения бюджета, но и реальным рычагом регулирования экономических процессов. Формы и методы налогового воздействия и уровни развития национальных экономик различаются в странах СНГ, в связи, с чем унификация по принципу единых видов налогов и ставок, не учитывающая национального уровня развития и отраслевой структуры экономики, может усугубить неравенство в налогообложении товаров, труда и капиталов, обращающихся в пределах региональных образований.

Также одной из проблем унификации национальных экономик являются расхождения как в базовых параметрах и налоговых ставках, так и в уровне налоговой нагрузки, структуре налоговых платежей и приоритетах национального налогообложения. Но большинство ставок налогов в большинстве стран унифицированы, но для отдельных отраслей и видов деятельности государства их по-прежнему определяют экономические приоритеты в виде применяемых налоговых льгот и пониженных ставок. Наиболее характерно это различие по прямым налогам. Прямые налоги в случае их различия влияют на уровень налоговой нагрузки и усугубляют экономическое неравенство. При установлении налога на прибыль следует унифицировать методику формирования базы налогообложения, отнесение на вычеты расходов с дальнейшим определением налогооблагаемого дохода. При гармонизации имущественных налогов требуется разработка мероприятий для реализации общих принципов применения конвенций, согласований во избежание двойного налогообложения и уклонений от уплаты налога на доходы, имущество и капитал. Также должны быть согласованны общие принципы обложения налогом на имущество, капитал и доходы физических лиц, работающих за пределами страны, в других странах-участницах.

На всех этапах гармонизации важнейшей проблемой является унификация процедур налогового администрирования на основе сближения законодательства, регулирующие такие процедуры, в том числе структуру налоговых органов, права (полномочия) должностных лиц налоговых органов, учёт налогоплательщиков, способы взыскания неуплаченных платежей, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые правонарушения, ведомственный контроль в системе налоговых органов.

При последовательном решении выше перечисленных проблем, позволит странам-участницам перейти на более высокий экономический уровень, как на межрегиональном сотрудничестве, так и каждой страны в отдельности на мировом рынке.

2.4. Методические подходы к оптимизации налогообложения субъекта хозяйствования

Процессы стратегического управления в области налогообложения на со­временном этапе развития рыночных отношений в Республике Беларусь, пред­ставляют весьма важное направление в менеджменте. С одной стороны, слож­ность законов и нормативных актов, обилие специфических условий, льгот и т.п. вызывают необходимость применения формальных методов, и, прежде все­го, аппарата экономико-математического моделирования для решения проблем планирования финансово-хозяйственной деятельности с учетом процессов на­логообложения. С другой стороны, высокий уровень нестабильности в эконо­мике, низкая конкурентоспособность продукции (товаров, работ, услуг), изно­шенность основных фондов субъектов хозяйствования, высокий уровень деби­торской и кредиторской задолженности и прочие неблагоприятные факторы вынуждают искать неординарные методы управления.

Существенное влияние налогов на воспроизводственные возможности субъекта хозяйствования, на его финансовую устойчивость, деловую актив­ность и, в конечном счете, на экономический потенциал, обуславливает необ­ходимость разработки налоговой стратегии. Однако изучение литературных ис­точников как отечественных, так и зарубежных авторов привело к выводу, что теоретико-методологические подходы по данному вопросу не разработаны и как следствие не находят применения в практической деятельности.

Поскольку рамки тезисов не позволяют дать комплексную характеристику предлагаемой автором методики формирования налоговой стратегии субъекта хозяйствования, то ниже определены лишь основные этапы ее реализации.

1.  Определение периода формирования налоговой стратегии. Налоговая стратегия является вторичной по отношению к общей стратегии развития субъекта хозяйствования, поэтому продолжительность периода ее формирования не должна выходить за общие временные рамки.

2.  Исследование факторов внешней налоговой среды. Исследование предопределяет изучение экономико-правовых условий деятельности субъекта хозяйствования с учетом современного состояния функционирования налогового механизма и возможных изменений налогового законодательства в предстоящем периоде.

3.  Формирование стратегических целей деятельности субъекта хозяйствования в области налогового планирования. Налоговое планирование выступает ядром налоговой стратегии, и от качества его осуществления во многом зависит оценка всего процесса управления. Налогового планирование определяет движение денежных потоков, их соответствие материальным ресурсам, обеспечивает реальное использование экономических рычагов, органическое объединение товарно-денежных отношений и системы управления субъектом хозяйствования.

4.  Любая цель требует определенной конкретизации в задачах с учетом особенностей предстоящего развития субъекта хозяйствования. Выполнение стратегических задач способствует обеспечению формирования достаточного объема собственных финансовых ресурсов, оптимизации совокупности налогооблагаемых баз; оценке приемлемости уровня налоговых рисков в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности и т. п.

5.  Временная синхронизация шагов реализации налоговой стратегии. Синхронизация во времени предусматривает не только согласование всех целевых стратегических нормативов налогового планирования между собой, но и согласование самой налоговой стратегии с общей стратегией развития организации.