Мы и запад (Из книги «Мысли изреченные,,,»), страница 6

Если говорить о «большом народе», то наличие в его теле множества «малых народов» едва ли для него полезно, так как расшатывает его нравственные устои. Казалось бы, сосуществование «большого народа» с «малыми народами» способствует установлению терпимости между людьми — представителями различных наций, однако эта самая «терпимость», как правило, распространяется в первую очередь на многие негативные черты, которых в характере «большого народа» ранее не было. В результате подобная «терпимость» неизбежно приводит к заимствованию многих чужих пороков и к размыванию национального лица, утрате тех его черт, которых нет у других народов, которые делают народ неповторимым и составляют тем самым данность для человечества.

Если население страны не живет единой жизнью, не руководствуется более-менее сходными нравственными критериями — то это стимулирует борьбу национальных эгоизмов. Эгоистическое поведение «малых народов», их установка на борьбу за существование, притом «всеми средствами», развращает «большой народ», дает ему повод в свою очередь применять к представителям отколовшихся национальных групп моральные стандарты, отличные от тех, которыми «большой народ» руководствуется в своем внутреннем общежитии.

Вообще же, само перечисление социальных слоев и этнических групп, которых можно отнести к «малым народам», очень напоминает те перечни социальных слоев и этнических групп, по которым Сталин, Гитлер и им подобные пытались «очистить нацию» в своих странах. Отвлекаясь от нравственной оценки этих попыток, следует отметить, что они несостоятельны еще и потому, что результатом их оказывается не искоренение «малых народов» как таковых, а лишь замена одних «малых народов» другими: например, в нашем коммунистическом прошлом такими «малыми народами» были коммунистическая партия, «карательные органы» и т.д.

В России выход для ее «большого народа» следует искать в христианстве. Правда, тут сразу же возникает, казалось бы, неразрешимая проблема: ведь те самые «малые народы» совсем не принадлежат к христианам — это, как правило, или последовательные атеисты, или иноверцы, так что они могут только воспользоваться христианским к себе отношением со стороны «большого народа»...

Поэтому, оговорюсь, речь тут идет о подлинном христианстве, исповедующий которое человек не станет взирать завистливым оком, как представители «малого народа» неправедными путями наживают миллиарды, не будет с сожалением думать: «Почему он, а не я?!» Когда добытая неправедно непомерная роскошь будет вызывать не зависть, не желание этому подражать, а лишь презрение у сотен, у тысяч, у миллионов людей — проблема разрешится сама собою, тем более что те самые миллиарды наживаются, как правило, посредством мелкого подкупа в массовом масштабе и вообще на эксплуатации человеческих грехов и пороков.

Необходимо сосредоточить внимание не на борьбе с конкурентами, а на борьбе с собственными пороками и недостатками; каждый человек, которому по-настоящему дороги святыни его народа, должен научиться твердо стоять на своем, чтобы не позволять кому бы то ни было растоптать эти святыни в собственном его сердце и чтобы самому не сделаться проводником чьих-либо неблаговидных замыслов.

Патриотизм ведь тем-то и отличается от разнообразных под него подделок (всех шовинизмов, фашизмов, антисемитизмов и прочего), что основывается он на положительном чувстве — на любви к своей родине и ее святыням — и относится исключительно к духовным проявлениям; тогда как все под него подделки основываются на отрицательном чувстве — на зависти, на желании устранить конкурентов — и выражают те или иные материальные устремления и интересы.

«Выгоды» русской жизни. Казалось бы, как можно, особенно в наше время, превозносить Россию перед Западом? Какие и в чем могут иметь преимущества «эти бедные селенья, эта скудная природа» перед упорядоченным, преуспевающим, благополучным и самодовольным западным миром? Преимуществ никаких, кроме одного: те, кто беднее, несчастнее и забитее, те, кому труднее, кто больше мучается и страдает, ближе стоят к Богу. Потому что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».

Человек, живущий в страданиях, предпочтительнее выглядит перед Богом, чем человек, получающий от жизни удовольствия; бедный и страждущий поневоле не сталкивается с теми препятствиями на пути в Царство Божие, которые подстерегают богатого.

И тот, кто обманут, предпочтительнее не только того, кто совершает обман, но и того, кто способен уберечь себя от обмана.

И потому Россия, вынесшая на себе все ужасы XX века, многократно подвергавшаяся надругательствам, разорениям, потерявшая в кровавых войнах десятки миллионов человек, — вынужденно святая страна, как святы были мученики всех народов в тот момент, когда их подвергали голодоморам, гулагам и газовым камерам.

Всякий, кто в своей жизни прислушивается к голосу совести и оценивает происходящее с христианской точки зрения, не может не отметить, что обретение благополучия отдаляет человека от того душевного состояния, которое соответствует духу христианства.

Возможно, что в этом одна из причин инстинктивного отталкивания русских людей от западного пути, ведущего к благополучию; когда же им предлагают предъявить, в чем выгоды и преимущества русского пути, они не умеют внятно доказать свою правоту.

Впрочем, и доказавшие свою правоту вряд ли ближе стоят к Богу, чем те, кого в этом мире признали неправыми. Ведь в этом мире удел всех побеждающих, торжествующих, обличающих — носить лавры, тогда как на долю их оппонентов остается выносить всеобщее презрение...

«Нет худа без добра». Как известно, для достижения успеха в таких направлениях человеческой деятельности, как политика, дипломатия, «построение правового государства» и т.п., христианские добродетели совсем не обязательны, скорее наоборот. Ведь даже «правовое государство» возникает не столько благодаря «усилиям доброй воли», сколько является определенным равновесием, достигнутым в многовековой борьбе эгоизмов; равновесием, при котором максимальное число социальных групп и слоев получают возможность отстаивать свои интересы. И кстати, более чем сомнительно, смог ли бы кто-либо из христианских праведников или людей этого типа (да и вообще лучших в нравственном отношении людей) победить на теперешних демократических выборах в любой из «христианских» стран. Поэтому из цивилизованных и культурных народов тот народ, который менее других продвинулся на указанных направлениях — русский народ, — с христианской точки зрения может быть поставлен выше других народов.