Сократ и его роль в истории философии, страница 5

Мегарская школа оказала большое влияние на возникновение в пос­ле­ду­ю­щем школ скептического направления.

Мегарской была родственна по философскому направлению элидо-эрет­рийская школа. Основателем её был любимец Сократа Федон.

Наиболее знаменитой была киническая школа – школа киников, или, в латинской транскри­п­ции, циников, названная по имени места её расположения недалеко от Афин – Кино­сар­га. Её ос­нователем и теоретиком был Антисфен – верный ученик Сократа, находившийся у смертного одра своего учителя. Дио­ген из Синопы затем практически реализовал замыслы сво­его учителя, касаю­щи­еся кинического образа жизни.

Антисфен вслед за Сократом утверждал, что философия нуж­на как способ и средство достижения жизненного блага, способ достижения счастья. Он раз­ви­вал и положение Сократа о том, что знание должно быть выражено в поня­ти­ях и заключал, что каждому конкретному предмету соответствует только кон­к­ретное понятие. Об­ще­го понятия не существует, а соединить единичное и об­щее невозможно. В области своего внутреннего ми­ра человек может познавать и оп­ре­делять, что ему хоро­шо, а что – плохо. Нельзя сказать объективно, что есть добро, что есть зло само по себе. Но, исходя из своих ощущений, к одним сво­им состояниям человек стре­мится, а других старается избегать. Поэтому благо существует для че­ло­ве­ка, как некоторая единичная вещь. Задача философии – привести каждого человека к познанию самого себя, которое сводится к поз­на­нию своего собственного блага.

Киники приходят к выводу, что необходимо отказаться от всех общих по­нятий, от общепри­ня­тых норм жизни и стремиться лишь к тому, чтобы следо­вать тем понятиям, которые нахо­дят­ся в собственной душе. Такой образ жизни мы видим у Диогена Синопского – личности неординарной, многие поступки и высказывания которого напоминают нам Сократа.

Киренсая школа была основана Аристиппом из Кирен, небольшого го­ро­да в Северной Аф­рике. Согласно Аристиппу и его учению, счастье достижимо только в личном плане и передать счастье другому невозможно. В этом он по­хож на киников. Поскольку счастье сущес­т­вует как личное счастье, а самое силь­ное впечатление для человека – это удовольствие, наслаж­де­ние, то задача философии состоит в правильном направлении человека к удовольствию. Все лю­ди стремятся к удовольствиям, однако обычные люди отличаются от фило­со­фа тем, что философ знает, какие блага действительно приведут к удовольствию и следует только тем удовольствиям, которые не приведут в дальнейшем к пе­ча­лям. И в жизни Аристипп также следовал своей логике.

Школа была первым и единственным случаем последовательного гедо­низ­ма (от греч. hedone – наслаж­дение) в философии – учения о том, что целью жизни является наслаждение.

Но наиболее известная и интересная из школ, созданных последователями Сократа – Академия Платона, получившая своё наименование по имени сада, назван­ного в честь бога Академа. По своему влиянию и продолжительности сво­­е­го существования (была закрыта лишь в 525 г. по Р.Х. дек­ре­том имп. Юсти­ниана) платоновская Академия не имеет себе равных в ан­тичности.

Платон (428 или 427 – 348 или 347г. до Н.Э.) – гениальный уче­ника Сок­рата, кото­рый раз­ра­бо­тал свою собст­вен­ную философскую систему Настоящее имя этого фи­ло­со­фа Аристокл. Проз­вище «Платон» (от греч. platus – широкий) он полу­чил, воз­мож­но, за широту сво­его ума. «Существует легенда о сне Сокра­та, ко­то­рый дер­жал некрасивого утенка в руках, рас­правив­ше­го затем крылья и превра­тив­ше­го­ся в красивого ле­бедя. На следующий день Сократ встретил Пла­тона и сказал: «Так вот кто этот лебедь, который мне приснился!» [2, с.30].

Среди принадлежавших к платоновскому кружку – Аристотель, участво­вав­ший в его деятельности с 366 г. и до смерти Платона, его племянник Спев­сипп, ставший во главе Академии после смерти учителя, Ксенократ, математик и астроном Евдокс Книдский и другие.

«Ни один из академиков, – отмечает С.Н. Трубецкой, – не обладал тем фи­лософским духом, который был потребен не только для нового развития пла­то­низма, но даже для истинного понимания платоновской мысли. Несмотря на зна­­­чительные отклонения, школа застыла на той ступени, на которой оставил её учитель» [5, с.396].  Тем не менее, платоники продолжали непрерывно учить и вплоть до 10 века. Тем самым платонизм сохранил реальные достижения ан­тич­ной философии не только для западного средневековья и Византии, но и для ара­­бо-мусульманской традиции, обеспечив единство всей европейской мысли.

В центре неопла­то­низма – учение о сверхсущем едином и иерархическом строении бытия, раз­ра­ботанное Плотином и завер­шен­ное Проклом. Учение Пла­тона, даже систематизированное в неоплатонизме в III – VI веках в соеди­нении с идеями Аристотеля, неопифагореизма и другими направ­ле­ниями, ока­зало огромное влияние не только на развитие европейской и вос­точ­ной фило­соф­ской мысли, но и на христианское богословие.

Климент Александрийский (150—215), впервые попытавшийся соединить фи­лософию с хри­сти­ан­ством и разработать собственно христианскую фило­со­фию, вслед за Фи­ло­ном Алек­сан­дрийским повторил, что философия – служанка бого­сло­вия. Он первым ставит проблему соотношения философии и религии, ве­ры и ра­зума и считает их не противоречащими друг другу, а до­полняющими одна другую. Христи­ан­с­т­во, по его мнению, объединило в себе дре­внегреческую фи­ло­софию и Ветхий За­вет. Господь Своим Промыслом ведет все человечество к спасению через Иисуса Хри­­ста, но все народы – разными путями: народ Израи­ля – посредством Закона, данного через Моисея, а народы Европы – посред­с­т­вом фило­софии. Поэ­то­му Со­к­рат для греков – то же, что Моисей для иудеев. С этим мнением можно соглашаться или не соглашаться. Но то, что философия Сократа и его последователей оказала влияние на христианское богословие, не подлежит сомнению.