Сократ и его роль в истории философии, страница 3

Сам Сократ никогда не излагал свои мысли письменно. Кроме того, он по­ла­гал, что письменность – одно из наиболее вредных изобретений человечества. Записывая свою мысль, человек забывает ее, доверяя мысль бумаге. А для того, чтобы думать, нужно все мысли помнить. Письменность вынуждает не мыс­лить, а просто собирать факты. Поэтому, человек, изобретя письменность, об­ре­кает себя на то, что разу­чается думать.

Все письменные источники, говорящие нам о Сократе, не всегда соглас­ные между собой во взглядах на его роль в раз­ви­тии философской мысли, – это воспоминания о нем Диогена Лаэртского и Ксе­нофонта, некоторые сочинения Аристотеля, родившегося поколением после его казни, и Плутарха, но главным образом – диалоги Платона.

Всё учение Сократа было устным. Все свое время он проводил в беседах с приезжими софистами и местными гражданами, политиками и обывателями, друзь­ями и незнакомыми на темы, ставшие традиционными для софистической практики: что добро и что зло, что прекрасно, а что безобразно, что добродетель и что порок, можно ли научиться быть хорошим и как приобретается знание. Об этих беседах мы знаем в основном благодаря двум авторам – Ксенофонту и Пла­­тону.

Кроме того, свидетельства о содержании «сократических диалогов» есть и у других последователей Сократа – Эсхина, Федона, Антисфена, Евклида, Арис­типпа. Известно пародийное изображение Сократа в комедии Аристофана «Об­лака», поставленной в 423 г. до н. э.

Проблема достоверности изображения личности Сократа в сохранивших­ся произведениях – ключевой вопрос всех исследований о нем.

На основании различ­ных исторических свидетельств, из которых пред­по­чтение, как правило, отдается «Апо­логии Сократа» и ранним диалогам Платона, можно выявить по крайней мере три особенности сократовской философии, три от­ли­чи­тельные черты:

ü ее разговорный, «диалектический» характер;

ü определение понятий путем индукции;

ü этический рационализм, выражаемый формулой «добродетель есть зна­ние».

Диалектика (от греч. dialektike (techne) – искусство вести беседу, спор) – философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бы­тия (Гераклит); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о единстве про­­тивоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно) и некоторые другие. В отношении философии Сократа можно сказать, что его диалектика – это искус­ство диалога, способ достижения истины путем противоборства мне­ний.

Диалогизм учения Сократа, общительного по своей натуре, имел следую­щее обоснование: Сократ утверждал, что сам он «ничего не знает» и чтобы стать мудрым расспрашивает других. Свой метод собеседования он называл май­евтикой (от греч. maieutike – «повивальное искусство»), имея в виду, что только помогает «рождению» сокрытого в человеке знания, но сам не является его источником. Действительно, не вопрос, а ответ является положительным ут­верждением и «знающим» можно назвать отвечавшего на вопросы собеседника.

Обычный прием ведения диалога у Сократа – опровержение через при­ве­дение к противоречию. Вначале философ хвалил своего собеседника, говоря, что такому умному человеку не составит труда ответить на такой элементарный вопрос. И на первый вопрос, действительно, на первый взгляд, элементарный со­беседник без труда отвечал, Сократ задавал очередной вопрос, касающийся все той же проблемы, собеседник отвечал и так доходило до того, что беседую­щий с философом человек своим последним ответом противоречил первому. По­­лучалось, что Сократ, задавая вопросы, сначала как бы очищал душу собе­сед­­ника от мнимого зна­ния и затем помогал ему самому найти пра­вильный ответ.

Сократ при этом пользуется грозным оружием – иронией, выступающей в качестве диалектической ловушки. Он прибегает к притворному неведению и уходу от прямых ответов. Согласно платоновской «Апологии», на самом деле Сократ, говоря «чистую правду» о своем незнании, хотел указать на ничтож­ность всякого человеческого знания по сравнению с божественной мудростью, ибо только Богу известно все.

В ходе своих майевтических бесед Сократ обыкновенно прибегал к мето­ду «наведения» – индукции (от лат. inductio): начиная с самых привычных и обы­денных примеров, он ста­рал­ся подвести собеседника к определению обсуж­даемого понятия. Например, от красивых вещей он предлагал перейти к обсуж­дению того, что есть красота, от мужественных поступков – к тому, что есть му­жество и т.д. Таким образом, восходя от конкретных при­меров, Сократ вместе со своим собеседником подходил к некоторому абстрактному определению. Ис­тинное человеческое знание осуществляется именно посредством понятий, об­ра­зование которых – прямой путь к нему. Однако, человек может составить по­нятие только о том, что объемлется его разумом – о «делах человеческих». «Де­ла божественные» – вселенная во всей её полноте – непостижимы нашим разу­мом и правильно образованных понятий и истинного знания в этой области быть не может. Впо­следствии Ари­с­тотель будет учить тому, как нужно строить определение по родо-видовому принци­пу, но спо­соб нахождения сущности ве­щи путём выяв­ле­ния её определения, при­над­ле­жит Сократу. «Оставив в стороне «всю природу», Сократ погрузился всецело в область этическую, «так как в ней именно он искал «всеобщего» (всеобщих начал или понятий) и первый напра­вил свою мысль на общие определения». Посредством понятий познаются не внешние индивидуальные вещи, а об­щие нормы человеческих отношений» [5, с.273].