РПЦ в годы безбожной советской власти. Жизненный путь В.Ф.Войно-Ясенецкого. Миссионерское служение святителя Луки, страница 3

Вскоре после этого разговора Валентин Войно-Ясе­нец­кий был руко­по­ложен епископом Иннокентием во диакона, а еще через неделю – в праздник Сретения Господня 1921 года – во иерея. В 1923 году на съезде духовенства Ташкентской и Туркестанской епархии отец Валентин был избран одним из двух кандидатов на возведение в архиерейский сан. Преосвященный Андрей (Уфимский) (князь Ухтомский), получивший от патриарха Тихона, находив­ши­йся в то время под домашним арестом, право избирать кандидатов на воз­ведение в епископский сан и тайно рукополагать их, одобрил кандидатуру про­тоиерея Валентина и тайно постриг его в монашество. «Он говорил мне, – вспоминает владыка, – что хотел дать мне имя целителя Пантелеимона, но ког­да побывал на Литургии, совершенной мною, и услышал мою проповедь, то нашел, что мне гораздо более подходит имя апостола-евангелиста, врача и иконописца Луки» [1, с.36]. В таджикском городе Пенджикенте 31 мая 1923 года двумя ссыль­ными епископами – Даниилом Волховским и Василием Суз­дальским – была совер­шена над иеромонахом Лукой архиерейская хирото­ния. Патриархом Тихоном она была признана законной. Он же благословил Войно-Ясенецкого продолжать заниматься хирургией.

Так талантливый человек – художник, хирург, преподаватель – выхо­дит на путь церковного служения, всей своей дальнейшей жизнью, всеми сво­ими делами исповедуя веру в Бога и неся свет Слова Божия и любви лю­дям. Не раз в воспоминаниях святителя Луки встречаются повествования об особом водительстве Божием. Господь неоднократно приоткрывал Своему служителю замысел о нём.

Священническое и епископское служение Войно-Ясенецкого пришлось на тяжелое время гонений на Русскую Православную Церковь. Открытое ис­поведание Православной веры, а тем более, попытки её распространения, бы­ли сопряжены с опасностью арестов органами безбожной советской власти, тюремного заключения и ссылок. И, тем не менее, на всех поприщах своего служения Богу и людям святитель Лука оставался верным чадом Церкви Христовой и нес свет веры людям.

Люди, далекие от религии, не могли понять, зачем профессор, учёный, та­лант­ли­­вый хирург вдруг принял монашество и священный сан. «Что поня­ли бы они, – пишет святитель Лука, – если бы я им сказал, что при виде ко­щунственных карнавалов и издевательств над Господом нашим Иисусом Хри­стом, мое сердце громко кричало: «Не могу молчать!» И я чувствовал, что мой долг – защищать проповедью оскорбляемого Спасителя нашего и восхвалять Его безмерное милосердие к роду человеческому» [1, с.30].

Епископ Иннокентий, поручил иерею Валентину дело проповеди, ска­зал ему словами апостола Павла: «Ваше дело не крестити, а благовес­ти­ти» (1 Кор. 1, 17) [1, с.31]. По признанию владыки Луки, слова эти оказались почти пророческим, поскольку за время своего священства он почти никаких треб не совершал. Но с первых дней свя­щеннического служения помимо по­стоянной проповеди ему доводилось про­водить «каждый воскресный день по­с­ле вечерни в соборе долгие беседы на важные и трудные богослов­с­кие те­мы, привлекавшие много слушателей, це­лый цикл этих бесед был посвящен кри­тике материализма» [1, с.31-32]. Спе­циального богословско­го образова­ния отец Валентин не имел, однако, много времени уде­лял самостоятельному изучению богословия. С Божией по­мо­щью он легко преодо­левал трудности подобных бесед. Можно добавить, что были и не совсем удачные беседы. Так, епископ Лука вспоминает, как в Туру­ханске к нему приехал за семьсот ве­рст ленинградский пресвитер баптистов Шилов. «Странным образом ока­залось, (...) Шилов счел меня убежденным в правоте баптизма» [1, с.50].

Одной из излюбленных форм антирелигиозной пропаганды в годы со­ветской власти были открытые диспуты. Участвовать в подобных мероприя­тиях в течении двух лет при множестве слушателей доводилось и отцу Ва­лен­тину. Его оппонентом был отрекшийся от Бога протоиерей Ломакин, быв­ший миссионер Курской епархии, в то время возглавлявший антирелиги­оз­ную пропаганду в Средней Азии. Как правило, эти диспуты заканчивались посрамлением вероотступника. «Несчастный хулитель Бога, – вспоминает святи­тель, – стал бояться меня и просил устроителей диспутов избавить его от «этого философа. Однажды, (...) Первым говорил на диспуте он, но, как всег­да, мое выступление совершенно разбило все его доводы, и рабочие на­гра­ди­ли меня громкими аплодисментами» [1, с.32]. В енисейской ссылке епи­с­коп Лука принимал участие в многолюдном диспуте с молодым медиком-ате­ис­том Чеглецовым.

Летом 1921 г. о. Валентину пришлось публично выступить в суде в ка­честве экс­пер­та. Проф. Ошанин вспоминает, что на вопрос обвинителя: «ска­жите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?» Отец Валентин, ничего не объясняя, ответил: «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы…» Зал встре­тил этот ответ аплодисментами. Следующий вопрос по расчетам возгла­в­лявшего тогда ЧК Петерса должен был изменить настроение аудитории: «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего Бога?» Ответ профессора и священника, вероятно, окон­ча­тель­но повернул исход про­цесса: «Бога я действительно не видел, гражданин общественный обви­ни­тель. Но я много оперировал на мозге и, открывая че­репную коробку, никог­да не видел там также и ума. И совести там тоже не находил» [1, с.109-110].