РПЦ в годы безбожной советской власти. Жизненный путь В.Ф.Войно-Ясенецкого. Миссионерское служение святителя Луки, страница 2

Несмотря на мысли о том, чтобы стать фельдшером или сельским учи­те­лем, молодой человек все-таки поступает на медицинский факультет Киев­ского университета. Учился он блестяще и неожиданно для себя очень заин­те­ресовался анатомией. Уже на втором курсе товарищи единогласно решили, что они имеют дело с будущим профессором анатомии. Единст­вен­ная тройка не помешала ему в 1903 году получить диплом врача с отличием. И «из неу­давшегося худож­ника, – говорит о себе профессор Войно-Ясенецкий, – я стал художником в анатомии и хирургии» [1, с.14].

Началом медицинской работы Валентна Феликсовича была военно-по­ле­вая хирургия в госпитале Киевского Красного Креста возле города Читы.

В Чите Валентин женился на Анне Васильевне Ланской – сестре мило­сер­дия. Она покорила юношу «не столько своей красотой, сколько исклю­чи­тельной доб­ротой и кротостью характера» [1, с.16].

Несколько месяцев молодой доктор работал врачом и заведовал боль­ни­цей в Ардатовском земстве Симбирской губернии. И в маленькой боль­ни­це села Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии работа было не легче, ибо больные к талантливому хирургу стекались даже с соседних губер­ний. Земской управой он был переведен в уездную Фатежскую больницу. В 1907 году в Любаже родился первенец – Миша, а в 1908 году – дочь Елена.

В 1909 году из Фатежа семья уезжает в Москву. Профессор Дьяконов, в клинике которого работает молодой специалист, предлагает ему продолжать работу над диссертацией по теме «регионарная анестезия». Но нужда заста­ви­ла семью уехать в село Романовку Балашовского уезда Саратовской губер­нии. Там родился в семье сын Алексей. Затем была работа главным врачом и хирургом уездной больницы в Переславле-Залесском, где в семье родился младший сын Валентин.

В 1916 году В.Ф. Войно-Ясенецкий защитил докторскую диссертацию о регионарной анестезии. Работу над ней он продолжал в Москве во время ежегодных отпусков.

Будущий владыка вспоминает, что за годы своей работы земским вра­чом он не имел возможности посещать богослужения в церкви и только в последние годы жизни в Переславле с большим трудом нашел возможность бывать в соборе,

В 1917 году уже опытный доктор при очень большом конкурсе получа­ет приглашение в Ташкент на должность хирурга и главного врача городской больницы. Позднее он становится одним из инициаторов открытия универси­тета в Ташкенте и с 1920 года сам читает там лекции.

В 1919 году от чахотки умирает супруга Валентина Феликсовича и он остается с четырьмя детьми, из которых старшему было двенадцать, а млад­шему – шесть лет. «Две ночи, – вспоминает владыка, – я сам читал над гро­бом Псалтирь... Часа в три второй ночи я читал сто двенадцатый псалом, (...) и последние слова псалма поразили и потрясли меня, ибо я с совершенной не­­сомненностью воспринял их как слова Самого Бога, обращенные ко мне: «Не­плодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (Пс. 112,9). Гос­по­ду Богу было ведомо, какой тяжелый, тернистый путь ждет меня, и тотчас пос­ле смерти матери моих детей Он Сам позаботился о них и мое тяжелое по­­ло­же­ние облегчил... без малейшего сомнения я принял потрясшие меня сло­ва псалма как указание Божие на... Софию Сер­геевну Белецкую» [1, с.27-28]. Эта женщина похоронила мужа и была бездетной. Она долго жила в семье вла­ды­ки Луки, но была только второй матерью для осиротевших детей. До глу­бокой старости она прожила в доме младшего сына семьи Войно-Ясе­нец­кийх.

После смерти супруги хирург стал уделять больше времени церковной жизни. Так, на заседании Ташкентского церковного братства, по од­ному из обсуждавшихся вопросов он выступил с довольно большой и впечатляющей речью. Часто доводилось бывать на собраниях, устраиваемых в воскресные дни протоиереем Михаилом Андреевым и проводить серьезные беседы на те­мы Священного Писания. Это было только началом огромной проповед­ни­чес­кой работы в будущем архиепископа Луки.

«Быть священнослужителем, а тем более епископом, – по собствен­но­му признанию владыки Луки, – ему и во сне не снилось, но неведомые нам пути жизни нашей вполне известны Всеведущему Богу уже когда мы во чре­ве матери» [1, с.28]. Во время енисейской ссылки один старик-монах поведал епископу Луке о том, что в то время, когда Войно-Ясенецкий «был земским хирургом в городе Переславле-Залесском и никогда не помышлял ни о свя­щенстве, ни об архи­е­рействе», он видел сон, как неведомый ему архиерей ру­кополагает его во ие­ро­монаха. Во владыке Луке он узнал этого архиерея. «А у Бога в то время я уже был епископом, – вспоминает потом владыка – Так неисповедимы пути Господни» [1, с.45-46].

На «суде» над епископом Ташкентским и Туркменским Иннокентием (Пустынским) Валентин Фе­лик­сович присутствовал в качестве гостя, и по од­ному из вопросов выступил с продолжительной, горячей речью. Деятель­ность Преосвященного получила положительную оценку. «Когда кончился съезд, – вспоминает святитель, – …я неожиданно столкнулся в дверях с Вла­ды­кой Ин­нокентием. Он взял меня под руку… Преосвященный говорил, что моя речь произвела большое впечат­ле­ние, и неожиданно остановившись, ска­зал мне: «Доктор, вам надо быть свя­щенником!»… слова Преосвященного Ин­нокентия принял как Божий при­зыв устами архиерея и, ни минуты не раз­мышляя, ответил: «Хорошо, Вла­ды­ко! Буду священником, если это угод­но Богу!».[1, с.29-30].