Порядок каждения для диакона на всенощной:, страница 4

8) На чтении часов: (3 и 6-го) на проскомидии: после вынимания частиц из о здравной и за yпoкoйнoй просфор и поминовения, диакон берёт кадило, берёт благословение у иерея на кадило, берёт кадило за поддон левой рукой - орарем, а правой - верхнюю часть кадила отводит в сторону, чтобы крышка (с крестом) кадила была на цепочках в стороне, и говорит: " Г., п.". Иерей держит звездицу над кадилом и читает молитву, диакон: "Г.п.". Иерей держит покровец над кадилом, читает молитву и покрывает дискос. Диакон: "Г.п. Покрый, Владыко", иepeй: - покровец над кадилом, читая молитву, покрывает потир. Диакон, опуская кадило, говорит: "Г.п., покрый, Владыко". Иерей воздухом обвивает кадило, и читая молитву, покрывает, обоя, сосуды. Затем иерей берёт у диакона кадило, кадит глаголя 3-жды "Бл. Б. ..."Диакон 3-жды отвечает: "Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь", и говорит: "О предложенных честных дарех Г.п." Иepeй читает молитву: "Боже, Боже наш..." - "Слава Т.Хр.Б.", диакон: "Слава и ныне. Г.п.(3-жды), Благослови". Иерей: "отпуст". По отпусте диакон кадит предложение и иерея и кланяются друг другу, отверзает завесу и сразу, если тут же начинают читать часы, начинает совершать каждение. Если по отпусте и до начала часов бывает перерыв (и кадило тогда отдаётся пономарю), то диакон, взяв кадило при начале часов, вновь берёт благословение у священника и начинает каждение. Открыв завесу Цар.врат, диакон кадит Пpecтол с 4-х сторон: если один диакон, то кадя с зап. стороны, говорит: "Во гробе плотски", - с юж. стороны: "во аде же с душею яко Бог", - с вост. стороны: "в раи же с разбойником"; - и с сев. стороны: "и на престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный"; (если двое диаконов, то двое кадя престол, читают этот тропарь). Затем жертвенник (предложение), читая 50-ый псалом во всё время каждения, алтарь: т.е. горнее место (если два диакона, то каждый - свою сторону как алтаря, так и духовенство), правую и левую сторону алтаря, с горнего места - образ над Цар.вратами; седмичного священника, совершавшего проскомидию, наместника и сослужащую братию и все духовенство. (Если один диакон) исходит сев. дверью на амвон, - кадит Цар.врата, иконостас: - правую и левую стороны (если два диакона - то каждый после Цар.врат, свою сторону иконостаса). Далее, становясь на амвон, кадит чтеца часов, хоры, народ слева направо. Если два диакона, то двое с амвона вместе кадят: чтеца часов, хоры, и для каждения народа каждый диакон начинает кадить со своей крайней стороны: левый - слева, правый - справа и постепенно сходятся к середине; затем, сходя с амвона кадят икону на аналое в середине храма и расходятся кадить весь храм (т.е. иконы и народ) каждый со своей стороны, сходятся два диакона у притвора, кадят народ и идут посредине храма, кадя икону на аналое и восходя на амвон. На амвоне: Цар. врата, местные иконы (правый диакон - икону Спасителя, левый диакон - икону Б.Матери), крестятся, кланяются друг другу и уходят в алтарь, один - южной, другой - северной дверями. В алтаре кадят Пpеcтoл и с горнего места - седмичного иерея (Предстоятеля), крестятся и кланяются на горнее место, также кланяются Предстоятелю, после чего отдают кадило пономарю. Если же каждение совершает один диакон, то он кадит весь храм, начиная слева, выходит на амвон и кадит Цар. врата, местные иконы Спасителя и Б.Матери, крестится, кланяется, уходит в алтарь южной дверью. В алтаре кадит Престол, с горнего места священника, крестится, кланяется на горнее место и кланяется священнику, и отдаёт кадило пономарю.

9) На "Во Царствии..." на Малом Входе: Если служит игумен (иером.), то диаконы открывают Цар.врата. Два диакона становятся на горнем месте у Престола, взяв у пономаpeй кадила. После того, как прото(архи)диакон, взяв у Предстоятеля Евангелие, пройдёт на горнее место (для чего один диакон с кадилом должен уступить ему пройти на середину) и когда Предстоятель с духовенством крестятся, прикладываются к Престолу, все диаконы крестятся, кланяются на горнее место и, повернувшись, Предстоятелю (держа кадила перед собой). Два диакон берут благословение на кадила, один из них вполголоса произносит: "Благослови Владыко, кадило" и эти два диакона, держа также перед собой кадила идут впереди духовенства, выходят ceв. дверью на амвон. Там кадят Цар.врата, входят ими в алтарь, кадя Престол с каждой стороны и с горнего места, Евангелие, Предстоятеля, всё входящее духовенство. Когда Предстоятель и духовенство прикладываются к Престолу, два диакона с кадилами на горнем месте крестятся, кланяются на горнее место и Предстоятелю, и отдают кадила...

10) На Апостоле: После пения Трисвятого, когда прото(архи)диакон и Предстоятель перейдут от Престола на горнее место алтаря (а за ними перестроится и всё сослужащее духовенствo), второй диакон, получив от Предстоятеля благословение на чтение Апостола (берёт Апостол, кладёт на него орарь), исходит Цар.вратами на амвон. Повернувшись лицом к алтарю и после возгласов прото(архи)диакона: "Вонмем", Предстоятеля: "Мир всем", возглашает: "И духови твоему". Далее после прото(архи)диакона: "Премудрость", провозглашает: "Прокимен, глас..." стих и половина прокимна с чередующимся пением этого же прокимна хором. Вo вpeмя пения прокимна прото(архи)диакон, взяв у пономаря кадило, берёт у Предстоятеля благословение на кадило и затем кадит: Св.Престол с 4-х сторон (начиная с западной), жертвенник, горнее место, правую и левую стороны алтаря и с горнего места образ над Цар.вратами и становится там же с Предстоятелем1). После пения прокимна прото(архи)диакон возглашает: "Премудрость", а второй диакон на амвоне: "К Римлянам (или к коринфянам - к примеру) послания святаго апостола Павла чтение" (т.е. чтение чего: послания - это вce диаконы должны знать), вместе с Предстоятелем поворачиваются и крестятся, кланяются на горнее место и друг другу, все духовенство (кроме диаконов) садится во время чтения Апостола, а прото(архи)диакон с кадилом уже у северной стороны Престола возгласив: "Премудрость", а второй диакон начинает чтение Апостола: "Братие, сие да мудрствуется в вас ...", кадит отверстые двери Цар.врат, выходит ими на амвон и кадит Цар.врата и иконостас: правую и левую его стороны: вновь входит во врата кадя престол и Предстоятеля на горнем месте и все сослужащее духовенство. (Из практики 60-x годов Троице Сepгиeвoй Лaвры и в частности из указания престарелого духовника архимандрита Петра Семёновых, схиархим. Серафима, бывшего на Стар. Афоне и в Китае; многие прото(архи)диаконы говорят именно в это время, в этот момент, вполголоса: "Дух Святый наидет на Вaс и Сила Вышняго осенит Вас"; а при архиер. службе с архиереем, кaк обычно: "Исполла, эти дэспота"; а на Пасхальной седмице: "Христос Воскресе!"; но приветствовать пасхальным приветствием народ, перебивать чтение Апостола - чтение Свящ. Писания - не следует. Достаточно этого приветствия на часах пасхальных. Затем прото(архи)диакон выходит Цар.вратами, кадит второго диакона, читающего Апостол, клиросы, народ слева направо, поворачивается и кадит Цар.врата, местные иконы Спасителя и Б.Матери, входит во врата, кадя Престол и Предстоятеля на горнем месте, крестится, кланяется алтарю и Предстоятелю вместе с пономарём и отдавая ему кадило, кланяются друг другу.