Порядок каждения для диакона на всенощной:, страница 2

Диаконы произносят литийные молитвы, за ними и сам Предстоятель, после чего и все духовенство крестятся, кланяются ему и отходят с ним на середину храма, выстраиваясь перед аналоем с иконой (в это время поют стихиры на стиховне). Здесь тоже все крестятся и кланяются Предстоятелю, а два младших диакона, находившихся впереди духовенства как в притворе, так и в центре храма, после общего поклона Предстоятелю уходят боковыми дверями в алтарь. Во время литии перед аналоем еще при пении стихир уже поставлен столик с хлебами, пшеницей, вином и елеем. Второй диакон, выйдя вперед, перекрестившись и поклонившись Предстоятелю, после «Ныне отпущаеши» читает Трисвятое по «Отче наш» и на возгласе кланяется и уходит на прежнее место за Предстоятелем слева.

5) На благословении хлебов: Прото(архи)диакон на «Отче наш» выходит вперед, берет от пономаря кадило, и на возгласе, кланяясь со вторым диаконом Предстоятелю, испрашивает благословение на кадило. (В это время отверзаются Царские врата, и хоры поют праздничный тропарь или «Богородице Дево» трижды). Прото(архи)диакон кадит столик с хлебами с 4-х сторон, обходя его трижды против часовой стрелки; затем – праздничную икону на аналое, поворачиваясь, - Предстоятеля, духовенство, столик с хлебами с зап. сторона на восток и снова, пройдя вперед, кадит Предстоятеля, крестится на восток с пономарем, кланяются Престоятелю, отдают ему кадило, и, отходя на своё место – справа за Предстоятелем, после пения в 3-й раз тропаря возглашает: «Господу помолимся». Предстоятель читает молитву благословение хлебов, после чего второй диакон уносит сосуд с хлебами, пшеницей, вином и елеем северной дверью в алтарь, в пономарку. Вce иереи и диаконы кланяются Предстоятелю и уходят в алтарь царскими вратами (а при архиерее - боковыми дверями); Предстоятель остаётся на амвоне и по пении 33 псалма преподаёт блогословение народу "Благословение Господне на вас..." и уходят в алтарь; все стоят у Престола если хор поёт "Слава в вышних Богу" перед шестопсалмием. Закрываются Цар.врата, все крестятся, целуют Престол, кланяются Предстоятелю и читают светильничные молитвы.

6) На Полиелее: В конце чтения кафизмы после малой ектении всё духовенство во главе с Предстоятелем становятся к Престолу и после чтения седальна (перед пением " Хвалите Имя Господне") отверзаются диаконами Цаpские врата. Всё духовенство крестятся, прикладывается к Престолу и - кланяются Предстоятелю и с предшествующим Предстоятелем исходят Цар. вратами на середину храма. Перед аналоем с иконой крестятся и кланяются иконе и Предстоятелю, тоже самое делают и диаконы. Прото(архи) берёт у пономаря кадило и свечу для Предстоятеля и несёт ему, который благословляя, берёт свечу и кадило. Второй диакон берёт у пономарей большие две диаконские свечи и становится за аналоем слева, справа за аналоем становится и 1-й (или прото(архи)диакон), которому 2-й диакон передаёт диаконскую свечу. Остальные диаконы 3-й и 4-й берут у пономарей свечи и раздают всему духовенству по обе стороны и становятся со всеми диаконами за аналоем с иконой. После пения "Хвалите" последний стих "Исповедайтеся Богу Небесному...", всё духовенство поёт величание празднику, или святомy (а если воскресный день, то сразу хор поёт тропари по непорочных "Благословен, еси Господи" и начинается каждение). Сpaзy жe Предстоятель подходит к аналою и кадит икону на нем c 4-х сторон с 2-мя диаконами, затем - идут (вперёд диаконы) в алтарь Цар.вратами кадить также с 4-х сторон Престол, правую и левyю) сторону алтаря, с Горнего места образ над Цар.вратами и присутствующих в алтаре. Исходят из алтаря Цар.вратами кадить иконостас, правую и левую стороны, затем поворачиваются и кадят духовенство (левую и правую стороны), клиросы (правый - на левой стороне и левый -на правой стороне) и весь народ - слева направо. Далее слева идут кадить весь храм: иконы и народ; заходят на амвон - кадят Цар.врата, местные иконы, Спасителя и Б. Матери, исходит на середину и кадит икону на аналое, и Предстоятель становится на своё место. Поют 3-й paз "Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже" и величание, и затем, кадит на обе стороны духовенство, диакона, а диакон, беря у него кадило, кадит Предстоятеля 3-жды, крестятся, кланяются и 2-й диакон уходит в алтарь выносить Евангелие. Третий или 4-й диакон - говорит малую ектению: "Паки и паки..." (Если это воскресная служба, то по "непорочных", когда величание не поётся, сразу произносится малая ектения). Диакон, говоривший ектению, и остальные на возгласе кланяются и, если позволяет место, становятся за Предстоятелем со старшими диаконами. Читается седален по полиелее. Хор поёт антифон гласа.

На пение "Слава, и ныне" диакон, приготовившийся выносить Евангелие, становится к Престолу, крестится, кланяется, целует Престол и с этого места (из алтаря) поворачивается и кланяется Предстоятелю (в храме). Затем, подходя к Престолу, берет Евангелие и выходит на амвон лицом к народу, держа перед собой вертикально Евангелие и становится на амвоне, ему предстоят с 2-х сторон пономари со свечами (a eсли архиер. служба, то с трикирием и дикирием и рапидчики). После окончания пения антифона и прото(архи)диаконского возгласа: "Вонмем, премудрость, вонмем", диакон, держащий Евангелие, с амвона произносит прокимен. Прото(архи)диакон: "Г.п." - Хор: "Г.п.". Возглас священника: "Якo Свят еси Боже наш, и во святых ... ". Диакон с Евангелием: "Всякое дыхание...". Прото(архи)диакон: "И сподобитися". "Премудрость прости...". Предстоятель: "Мир всем" (хop: "И духови Твоему"), "От Матфея (имя рек) Св. Евангелия чтение" (хор: "Слав. Теб. Гос. Слав Тебе"), читает Евангелие. После чтения Евангелия (если полиелей празднику или святому), то диакон уносит Евангелие в алтарь и кладёт на Престол, целуя Его, кланяется Предстоятелю и отходит в левую сторону, дожидаясь окончания литийной молитвы и священников, приготовившихся читать канон. Далее они выходят на солею и вместе с прото(архи)диаконом кланяются Предстоятелю и идут к иконе. Если это воскресная всенощная, то диакон не уносит Евангелие в алтарь, а становится на амвоне лицом к народу с пономарями, в это время поют "Воскресение Христово видевше...", по окончании которого диакон с Евангелием подходят к аналою и кладёт Евангелие на приготовленное место на аналое, для этого младший диакон заранее, ещё во время пения "Воскресение...", подойдя к аналою, берёт с него икону Воскресения и уносит её на другой аналой. Хор поёт: "Слава: молитвами апостолов... И ныне: молитвами Богородицы... Помилуй мя, Боже..." стихиру праздника или "Воскрес Иисус от гроба...", если воскресная служба.