Порядок каждения для диакона на всенощной:, страница 3

Прото(архи)диакон, поклонившись предстоятелю, исходит на солею, становится у иконы Спасителя и произносит литийную молитву: "Спаси, Боже, люди Твоя..." Хор: "Господи, помилуй" - 12 раз. Возглас: "Милостию и щедротами...". Хор: "Аминь" - и поют ирмосы канона. (В конце: "Спаси, Б. люди Твоя..." на солее все: мл. диакон, священники, читающие канон, иподиаконы и пономари с маслом и помазком вместе с прото(архи)диаконом кланяются Предстоятелю и расходятся по местам). Всё духовенство крестятся, кланяются Предстоятелю и Предстоятель подойдя к иконе, перекрестившись и поклонившись (перед этим прото(архи)диакон снимает у него митру), лобызает икону и помазуется, надев митру, крестится, кланяется; идет на своё место. Затем все духовенствo попарно прикладываются к иконе и помазуются кланяясь вначале и а конце помазания Предстоятелю; затем также кланяются диаконы, прикладываются к иконе и идут помазываться к Предстоятелю. Затем все вместе крестятся и кланяются Предстоятелю и уходят в алтарь, целуют Престол и из алтаря кланяются Предстоятелю. Затем подходит прикладываться к иконе народ и Предстоятель их помазывает. Младшие диаконы стоят у иконы с полотенцем, через некоторое время протирают икону духами. Если воскресная служба, то перед аналоем, на котором кладётся Евангелие для лобызания, ставится свеча. После лобызания иконы и помазания народа Предстоятель с диаконами крестится, покланяется иконе праздника или святого и уходят Цар.Вратами в алтарь; если это воскресная служба, то Предстоятель, поклонившись, берёт Евангелие и держа его перед собой в преднесении свечи пономарём выxoдит на амвон и, поворачиваясь, осеняет Евангелием народ и уходит Цар.вратами в алтарь, кладет Евангелие на Престол, а диаконы, войдя за ним, закрывают Цар.врата, крестясь и кланяясь Предстоятелю и снимая с него митру.

7) На Честнейшую: прото(архи)диакон (или вообще - старший диакон) после малой ектении на 6-й песни канона, кондака и в начале 7-й песни берет кадило, крестится на Горнее место, кланяется и испрашивает у седмичного иерея (Предстоятеля) благословение на кадило; получив благословение, он кадит Престол с 4-х сторон (начиная с западной), читая 50-й псалом. Далее Горнее место алтаря, правую и левую его стороны, с горнего места образ над Цар.вратами, кадит седмичного священника, наместника, всю братию в алтаре; внимательно следя за чтением канона и (рассчитывая свои предстоящие движения с окончанием 8-й песни) исходит из алтаря север. дверьми на амвон и кадит Цaр.врата, правую и левую стороны иконостаса, икону на аналое в средине храма (и если ещё идёт помазание, то оттуда же кадит и Предстоятеля, помазующего народ) и восходит снова на солею, становится у иконы Б.Матери, снимает камилавку, ожидает когда споют "Хвалим, благословим..." и катавасию, и, кадя икону Б.Матери, провозглашат: "Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим". (Если двунадесятый праздник, то - вместо "Честнейшую" произносит запев на 9-й песни) Хор поёт "Величит душа Моя...", "Честнейшую...". Прото(архи)диакон во время пения 1-го стиxa и "Честнейшую", кадит икону Б. Матери, а затем, надев камилавку, - чтецов канона, правый (на левую сторону) и левый на правую сторону) клироса, народ - слева направо; сходя с амвона на лево, кадит весь храм: иконы и народ. Выходит опять на амвон и кадит Цар.врата, местные иконы Спасителя и Б.Матери; берет не спеша левой рукой кадило, а правой - орарь, крестится орарем, кланяется и уходит в алтарь южной дверью (каждое движение диакона должно, быть неспешным, не угловатым, молитвенным, красивым, грациозным, благоговейным - на вес золота). Войдя в алтарь, он кадит Престол и с Горнего места - Предстоятеля, крестится и кланяется на горнее место и кланяется Предстоятелю и пономарю, отдавая ему кадило.

НА ЛИТУРГИИ: