Порядок каждения для диакона на всенощной:, страница 5

11) На Херувимской: При соборном служении священников и диаконов во время произнесения первой части ектении об оглашенных прото(архи)диакон и старший (или второй) диакон совместно с третьим и четвёртым священником подходят к престолу и после того, как при произнесении слов прошения: "Открыет им Евангелие правды" священники открывают верхнюю часть Антиминса на Престоле - все вместе целуют Пре стол и кланяются Предстоятелю и два старших диакона отходят к Цар.вратам, во время возгласа: "Да и тии с нами славят", они поворачиваются лицом к народу, а на амвоне по-прежнему стоит диакон лицом к алтарю, произносящий ектению об оглашенных, изготовившись таким образом к произнесению второе части ектении об оглашенных в форме переклички, прото(архи)диакон: "Елицы оглашеннии изыдите"; третий диакон: "Оглашеннии изыдите", и второй диакон: "Елицы оглашеннии, изыдите" и третий диакон продолжает: "Да никто от оглашенных, елицы вернии...";"Заступи, спаси... Премудрость"; -Возглас: "Тако подобает...". Прото(архи)диакон и второй диакон, повернувшись и подойдя к престолу, крестятся, кланяются Предстоятелю и расходятся, снимают камилавки; и второй диакон, взяв кадило, крестится-кланяется на Горнее место и испрашивает у Предстоятеля благословения на кадило и затем (в то время, как третий диакон произносит третью часть ектении об оглашенных), начинает каждение в алтаре с зап. стороны Престола с 4-х сторон, Жертвенник, Горнее место, правую и левую стороны алтаря с горнего места образ Спасителя над Цар. вратами, читая про себя 50-й псалом; и дождавшись возгласа: "Яко да под державою Твоею..." (Если служит не архимандрит1), то здесь открываются Цар. врата), кадит отверстие двери Цар.врат, которыми выйдя на амвон, кадит Цар.врата и иконостас (правую и левую стороны); затем, снова войдя в алтарь с права от престола и с Горнего места кадит Предстоятеля, всё духовенство по обе стороны Престола, присутствующих и через левую сторону от Престола выходит через Цар.врата кадить клиросы и народ, слева направо; повернувшись к алтарю кадит снова Цар.врата, местные иконы Спасителя и Б.Матери (и войдя в алтарь, кадит предстоятеля) и становится слева от Предстоятеля на молитву; Предстоятель читает 3-жды "Иже херувимы..." с воздетыми руками; после первого раза прото(архи)диакон, воздев правую руку с орарем, произносит: "Яко да Царя..." - крестятся все каждый раз, после второго раза - второй диакон: "Яко да Царя" крестятся-кланяются, после третьего раза - третий диакон: "Яко да Царя", крестятся-кланяются. Прото(архи)диакон снимает митру с предстоятеля и ставит на Престол на правой стороне, говоря вполголоса: "Священноархимандритство твое да помянет Господь Бог во царствии Твoeм...". Предстоятель прикладывается к Престолу, а после него всё духовенство, говоря теже слова, кланяясь и отходят к Жертвеннику, где Предстоятель поминает патриарха, сослужащую братию и о усопших. Третий диакон берёт второе кадило и благословение на него, готовясь к Великому Входу. Вторoй диакон с кадилом подходит к Предстоятелю, даёт ему покадить Дары, и взяв кадило, говорит: "Возьми, Владыко", - Предстоятель "взем воздух, возлагает на левое рамо его, глаголя:" Возмите руки ваша во Святая и благо -словите Господа". И эти оба диакона с кадилами отходят к северной двери за свещеносцами, готовясь к Вел. Входу. Прото(архи)диакон, подходит, говоря: "Священноархимандритство Твое да помянет..." и берёт у Предстоятеля дискос, спустившись на правое колено, и поднявшись, исходит за диаконами, держа дискос так, чтобы поддон дискоса приходился на уровне глаз, чтобы можно было контролировать горизонтальный уровень дискоса. Диакон здесь должен быть особо (предельно) внимательным, чтобы во время всего переноса Даров на Престол, не было бы перекоса дискоса в какую-либо сторону и не заставлять переживать всех смотрящих на него за небрежный перенос дискоса с перекосом. Диакону самоуверенному и самонадеянному, всегда кажется, что в этом он безупречен, потому что трудно себя в этом контролировать (поэтому нужно спрашивать других диаконов, правильно ли я держу, со стороны всегда виднее).

Прото(архи)диакон с дискосом, за ним Предстоятель с Чашей, а за ним все сослужащее духовенство выходят северной дверью из алтаря на солею и становятся на амвоне, прото(архи)диакон слева, все лицом к народу, произносит: "Велик. Господина..." Наместник поминает братию обители, другой батюшка - строителей; третий - всех православных христиан. Прото(архи)диакон с дискосом, провозгласив своё: "...да помянет...", входит Цар.вратами в алтарь, становясь одесную Престола на правое колено, а руки с дискосом - на Престол, говорит вполголоса, встречая Предстоятеля с Чашей: "Священноархимандритство Твое да помянет..."; а два диакона с кадилами по обе стороны Престола, встречая прото(архи)диаконa с дискосом, кадят Дары на дискосе, и становятся ближе к Цар.вратам, кадят входящего Предстоятеля с Чaшeй и всё входящее духовенство, а затем в Цар.вратах кадят свещеносцев и подходят к Предстоятелю. (Если служит не архим., то закрываются Цар.врата и задёргивается завеса). Предстоятель снимает покровцы с дискоса и Чаши, кладёт на края Престола, читая тропари и, беря воздух с плеча второго диакона, обвивает кадило, которое тот держит на весу перед собой, и им покрывает Дары. Прото(архи)диакон берёт с Престола митру и подаёт Предстоятелю, который надевает её; второй диакон даёт Предстоятелю кадило, который кадит Дары и отдаёт его опять диакону. Здесь, после чтения Предстоятелем тропарей, между Предстоятелем и диаконами происходит молитвенный благопожелательный диалог: Предстоятель прото(архи)диакону: "Помяни мя, бра-те, сослужителю". Прото(архи)диакон: "Священноархимандритство Твое да помянет Господь Бог в царствии Своем" "Помолися о нас (мне) Владыко Святый". Предстоятель: "Дух Свят. найдет на Вac (тя), и сила Вышняго осенит Вас (тя)". Прото(архи)диакон: "Тойже Дух содействует нам (и Вам) вся дни живота нашего". "Помяни мя, Владыко cвятый". Предстоятель: "Прото(архи)диаконство, иеродиаконство твое (Ваше) да помянет Господь Бог в царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь". И все диаконы, начиная со старших, подходят за благословением к Предстоятелю, котоpый и благословляет их.