Автомобильная травма. Травма внутри движущегося транспортного средства. Железнодорожная травма, страница 7

Полоса давления. Ширина полосы давления в тех случаях, когда образование их не сочетается с разделением тела, варьирует от 8 до 14 см. когда полоса давления располагается по краю линии разделения тела, ширина ее обычно  не превышает 8 см. со стороны головки рельса полоса давления имеет ширину не более 7-8 см. Глубина, как правило, не более 2мм. В течение суток происходит заметное подсыхание полосы давления, и она приобретает пергаментную плотность, полностью теряет эластичность и делается ломкой. Цвет полосы давления вначале бледно-розово- фиолетовый, переходит в течение суток в темно-буро-коричневый. Края полосы давления четко выражены, имеют вид почти прямой линии. В области полосы давления целостность кожных покровов может быть сохранена. В таких случаях по ходу полосы давления, расположенной на груди или животе, могут наблюдаться разрывы кожи округлой или овальной формы диаметром 5-15 см. нередко такие разрывы бывают проникающими в полость, что сопровождается выпадением внутренних органов через образовавшиеся раны. Выраженность полос давления во многом зависит от характера одежды пострадавшего. Чем она тоще и многослойнее, тем менее выражены полосы давления и наоборот. В проекции полосы давления, как правило, кровоизлияния не выражены, т.к. кровь механически выдавливается в смежные участки.

По расположению полос давления можно судить о положении тела на рельсах в момент переката. Более широкая полоса всегда расположена на той части тела, которая обращена к головке рельса. При полном травматическом разделении тела полоса давления локализуется на той его части, которая находилась кнаружи от головки рельса. Если обнаруживаются полосы давления на взаимно противоположных частях тела, то возможно оно переворачивалось под колесами. Со стороны давления колеса наблюдается так называемый воронкообразный дефект, вследствие глубокого вдавления бандажа и реборды в мягкие ткани. Иногда полоса давления может иметь форму удлиненного клина, вершина которого указывает направление движения подвижного состава. Такая картина наблюдается в тех случаях, когда тело под колесом подпрыгивало и смещалось. В начале полосы давления нередко можно наблюдать Т-образную ссадину, образующуюся вследствие первичного щипка ребордой и ущемления кожно-мышечного лоскута между боковой поверхностью головки рельса и ребордой. Один из концов этой ссадины указывает в сторону, противоположную движению.

При гистологическом исследовании отмечается выраженная компрессия кожи в области полосы давления, которая проявляется гомогенизацией дермы, контуры клеток эпителия не различимы, придатки кожи также не определяются, отмечается чрезвычайно высокая тинкториальная чувствительность (повышенная прокрашиваемость гематоксилином). Мышцы в состоянии восковидного некроза. Кровоизлияния в ПЖК и мышцы в проекции полосы давления весьма скудны.

При полном разделении тела края разорванной кожи могут образовывать лоскуты треугольной формы, вершины которых смотрят в сторону, противоположную движению. Со стороны головки рельса линия разделения имеет относительно ровные края. При сопоставлении разделенных частей тела со стороны колеса,  вследствие выброса мягких тканей за счет трения, объем повреждений больше, т.е. наблюдается дефект ткани и зоны разделения плотно не сопоставляются. Со стороны рельса края повреждения легко сопоставимы без дефекта ткани. Если смотреть сбоку, то такая картина повреждения напоминает клин, широкое основание которого обращено к колесу (клиновидный дефект).

Полосы обтирания. Участки осадненной кожи с нечеткими волнистыми краями, расположенные по бокам полос давления. Ширина их колеблется от 2 до 15 см. образование полос обтирания обусловлено трением боковой поверхности бандажа и реборды о кожу в момент переката. Колесный диск, вращаясь, проходит как бы через желоб, образованный телом. В случае наличия многослойной одежды образование полос обтирания на коже не происходит. По направлению с лоскутов слущенного эпидермиса в пределах полос обтирания можно установить направление вращения колесного диска. В ПЖК, мышцах в проекции полос обтирания отмечаются интенсивные кровоизлияния, являющиеся убедительным признаком прижизненности травмы.

Травматическая ампутация головы.

            Может быть полной, когда голова совершенно лишается каких-либо связей с туловищем и неполной, когда голова удерживается не полностью разделенными мягкими тканями, чаще всего кожными лоскутами. Изредка бывает полное разрушение всех шейных позвонков, мышц, трахеи, пищевода, сосудисто-нервных пучков, но с сохранением целости кожи в области полосы давления.

Помимо полосы давления на шее, наблюдаются полосы обтирания на коже затылочной области головы или подбородочной и подчелюстной областей, надключичной или надлопаточной области туловища.

Варианты положения шеи на рельсе:

1. передней поверхностью – лицо и грудь касаются балластного слоя или же шпалы. Полосы обтирания при этом образуются на коже верхней части шеи и затылка, а также в подлопаточной области.

2. задней поверхностью – голова запрокинута назад, шея выгнута вверх передней поверхностью. Полосы обтирания соответственно в подбородочной, подчелюстных областях и в надключичных областях. Нередко могут возникнуть переломы костей лицевого скелета, особенно нижней челюсти.

3. боковой поверхностью – голова свешивается вниз, а шея выгибается вверх боковой поверхностью. При положении жертвы туловищем вне колеи, лицом вниз, голова в момент вдавливания колесного гребня нижним краем нижней челюсти прижимается к внутренней поверхности головки рельса, несколько смещаясь назад и вниз (в силу вращения колеса). В этот момент создаются благоприятные условия к осаднению кожи в области подбородка и подчелюстной области.

Изредка на затылочной кости наблюдаются шлифы от терния катящегося колеса, могут быть крупно- и мелкооскольчатые переломы чешуи затылочной кости, височной кости, переломы основания черепа.

Отделение конечностей

Во всех случаях наблюдаются полосы давления и переломы трубчатых костей. Полосы давления на отделенных конечностях имеются тогда, когда конечности своими стопами или кистями располагались кнаружи от колеи. Если кнутри, то полосы давления образуются на культях.