Автомобильная травма. Травма внутри движущегося транспортного средства. Железнодорожная травма, страница 2

            Механизм: в результате деформации изгиба со стороны удара действуют силы сжатия, а с противоположной стороны – силы растяжения. Поэтому, на противоположной по отношению к месту приложения травмирующей силы стороне линия перелома распространяется перпендикулярно продольной оси кости, за счет перерастяжения последней. Глубина этого поперечного перелома обычно не превышает одной трети толщины кости. Со стороны непосредственного удара, как отмечалось выше, действуют силы сжатия, которые в определенный момент встречаются с силами растяжения. Точка соприкосновения этих сил называется нулевой зоной. Начиная с этой точки, перпендикулярная линия  перелома раздваивается и образует две линии, одна из которых направлена кверху и кзади, а вторая – книзу и кзади. Таким образом, формируется ромбовидный отломок.

            При скорости транспортного средства более 60 км/ч, в результате деформации сдвига, возникают поперечные или косопоперечные переломы с небольшим сколом компактного вещества в месте удара и множеством веерообразно расходящихся трещин, образующих углы, открытые к месту приложения силы.

            Однако вышеописанные переломы возникают при ударе в фиксированную ногу. В реальной жизни в момент соударения человек находится в движении, и удар приходится в приподнятую ногу.  В этом случае может сформироваться так называемый ложный бампер-перелом.

Ложный бампер-перелом возникает, когда бампер ударяет в приподнятую ногу и бедро ломается на 15-20 см выше места приложения силы за счет прижатия к опорной ноге и треугольный отломок образуется со стороны контакта с опорной ногой на противоположной от места приложения силы стороне.

2.  Падение человека с ударом на дорожное покрытие. У легковых автомобилей – забрасывание тела на капот (удар ниже центра тяжести, который находится в области крестца – у взрослых, если удар в центр тяжести, то тело может отбросить на несколько метров), чаще ударяется теменной областью о лобовое стекло – возникает участок травматического облысения за счет скользящего удара о не строго вертикальное лобовое стекло. Надо внимательно осматривать авто (между лобовым стеклом и уплотнителем могут быть волосы).

Забрасывание на капот сопровождается запрокидыванием головы кзади и при этом может образоваться кольцевидный перелом основания черепа за счет вырывания фрагмента основания черепа или разрывы атлантно-окципитального сочленения, а также разгибательные переломы шейного и грудного отдела позвоночника или разрывы связок, поэтому обязательно вскрывать позвоночник и исследовать спинной мозг. Возможны отрывные переломы костных выступов за счет хаотического сокращения скелетной мускулатуры и беспорядочного размахивания конечностей. Характерны повреждения от общего сотрясения тела.

      Повреждения при падении и ударе тела о дорожное покрытие: повреждения мягких тканей в виде КП, ссадин или ушибленных ран, которые возникают на выступающих частях тела, которых особенно много на голове (нос, затылочный бугор, скула, подбородок и др.), а также задние поверхности локтевых суставов, передняя поверхность коленных суставов, нижняя челюсть.

    При одном контакте может быть несколько повреждений в разных местах. Если человек осмыслит ситуацию – он рефлекторно выставляет ладонные поверхности кистей, с которыми происходит первичный контакт: кровоподтеки, ссадины, перелом луча в типичном месте, помимо этого ломается шиловидный отросток, перелом по характеру оскольчатый или вколоченный.

    Если человек большой массы или большая скорость авто – образуются косые или косооскольчатые переломы предплечья. В ряде случаев – отрывы костных выступов, к которым крепятся сухожилия мышц из-за непроизвольного сокращения мышц при беспорядочном размахивании конечностей. Человек, падая, может удариться боковой поверхностью плечевого сустава, нередко ломается ключица с этой же стороны за счет резкого сгиба в средней трети. Иногда разрываются грудино-ключичное или ключично-акромиальное сочленения.

    При ударе боковой поверхностью грудной клетки ломаются ребра. Наиболее выступающие части грудной клетки – VI-IX ребра, там чаще и переломы по одной из подмышечных линий.

    У грузовых автомобилей имеется крюк, запирающий борт, который может отображаться в виде кровоподтека дугообразной формы.

    Обязательно при переломах костей не только их описывать, но и измерять расстояние от подошвенной поверхности с учетом обуви до линии перелома.

3.  Общее сотрясение тела. В механизме общего сотрясения основная роль принадлежит силе инерции. Внутренние органы не жестко закреплены, а фиксируются на связочном аппарате, который позволяет в физиологических пределах смещаться без последствий. Тело получает при ударе кинетическую энергию, оно падает, скользит и останавливается, но внутренние органы продолжают двигаться, возникает натяжение связочного аппарата, повреждаются мелкие сосуды, в результате образуются кровоизлияния.

Морфологические проявления:

·          Множественные кровоизлияния под эпикард области основания сердца.

·          Множественные кровоизлияния в корни легких с одной или двух сторон.

·          Множественные кровоизлияния под капсулу печени в местах прикрепления венечной и серповидной связок.

·          Множественные кровоизлияния в корень брыжейки тонкого кишечника, сальник, спайки.

·          Множественные кровоизлияния в ворота почек и селезенки, в околопочечную клетчатку.