Автомобильная травма. Травма внутри движущегося транспортного средства. Железнодорожная травма, страница 3

    Еще один морфологический признак общего сотрясения – растрескивания и разрывы паренхиматозных органов за счет гидродинамического удара волны крови: в паренхиматозных органах много крови и иногда в момент удара орган останавливается, кровь продолжает двигаться по инерции, растягивает капсулу органа. Образуются складки на поверхности органа, на вершинах которых и возникают разрывы. В отличии от разрывов, образующихся в области непосредственного приложения травмирующей силы, эти разрывы множественные, параллельные, поверхностные. Во втором случае разрыв, как правило, одиночный, глубокий с обширным кровоизлиянием и некротическим детритом по периферии.

Чаще всего разрывы на:

-  диафрагмальной поверхности печени;

-  воротах и полюсах почек и селезенки;

-  возможны разрывы полых органов на стороне, противоположной месту приложения силы (за счет гидродинамического удара).

    Скольжение – если скорость велика, тело скользит по дорожному покрытию и образуются осаднения (огромная ссадина, охватывающая несколько анатомических областей той или иной части тела). Оно характеризуется тем, что его поверхность может быть заштрихована: мелкие царапины параллельно или перпендикулярно, или дугообразные, т.к. на поверхности дороги много мелких камешков  и песчинок, которые и причиняют эти царапины. Поскольку взаимодействие происходит под острым углом, могут возникать лоскутные и скальпированные раны.

4.  Переезд колесом или колесами автомобиля.

Фрагменты механизма:

1.  Удар колесом или колесами (как тупым предметом).

2.  Трение колеса о тело (когда перекатывается).

3.  Сдавление тела колесом.

    Не любая машина может совершить переезд, а только та, у которой диаметр колеса больше, чем высота лежащего тела. Если диаметр колеса равен или меньше высоты, то переезд невозможен. Переезд может быть легко осуществлен через любую часть тела.

    Переезд через грудную клетку:  

I положение: колесо, как тупой предмет, ударяет в грудную клетку, в результате чего образуется кровоподтек. Колесо трется и возникает полосовидная ссадина, у которой длина преобладает над шириной (ширина равна протектору). Кожа и подкожно-жировая клетчатка отрываются от подлежащих мышц, и образуется карман, нередко содержащий кровь. Необходимо рассекать мягкие ткани в области полосовидной ссадины.

 Первичный щипок – это часть кожи и подкожно-жировой клетчатки, ущемленная между колесом и дорожным покрытием. При этом возникают две ссадины: верхняя – от колеса, нижняя – от дорожного покрытия. Верхняя ссадин: кожа загрязнена, достаточно выраженные контуры, имеет форму, близкую к прямоугольной, ширина ее соответствует ширине протектора, высота от 2 до 5 см. Затем идет светлый промежуток - это участок кожи, который попадает в свободное пространство между колесом и дорожным покрытием – от 8 до 15 см. Затем нижняя ссадина (контуры нечеткие, более поверхностные, нередко загрязнена дорожной грязью). 

 Ребра (человек лежит на спине) ломаются по первой линии (см. рисунок) от удара колесом по одной из подмышечных линий (прямой или локальный перелом). Отломки ребер смотрят внутрь и могут разорвать пристеночную плевру и повредить легочную ткань. Линия перелома косая по отношению к длиннику ребра, место перелома зияет больше со стороны внутренней костной пластинки. Признаки сжатия определяются на наружной костной пластинке.

II положение: переднебоковая поверхность грудной клетки и переломы ребер по среднеключичной линии (прямые переломы, отломки внутрь, рвут плевру и могут разорвать легкое).

    По окологрудинной линии отломки ребер могут повредить сердце, при этом характерно повреждение передней поверхности в области правого желудочка и верхушки (сердце там не прикрыто грудиной и легкими).

III положение: сильнейшее сдавление вызывает уплощение грудной клетки в переднезаднем направлении с деформацией и резким изгибом ребер. В результате, возникают непрямые (конструкционные) переломы ребер по одной из подмышечных линий со стороны противоположной началу переезда. Таким образом, переломы ребер при переезде через грудную клетку множественные, двусторонние, по нескольким анатомическим линиям, прямые, главным образом, со стороны начала переезда, и непрямые – с противоположной стороны.

    При положении тела на спине наблюдается косой или косо-поперечный перелом грудины. Могут быть кровоизлияния и разрывы легких, сердца (от сильного сдавления), кровоизлияния в переднее и заднее средостение, разрывы аорты, печени (от прижатия к позвоночнику), отрывы тонкой кишки от брыжейки. Может быть полоса травматической буллезной эмфиземы, когда на боковой поверхности легкого, на стороне, противоположной началу переезда, возникает полоса шириной до 10 см, где альвеолы раздуты до 1 см.

    В зависимости от скорости движения авто, на коже повреждения могут быть или с обеих сторон (до 15 км/ч), но в этом случае со стороны начала переезда повреждения выражены сильнее. При скорости более 20 км/ч, то есть признак «соскока», который выражается тем, что на боковой поверхности грудной клетки, противоположной началу переезда, отсутствуют повреждения мягких тканей.

    При положении тела на животе, то II линия вместо среднеключичной или окологрудинной – лопаточная или околопозвоночная – ломаются лопатки: оскольчатые переломы тела одной или обеих лопаток. Позвоночный столб ломается в порядке исключения, но могут быть переломы остистых отростков, тем больше их ломается, чем шире колесо.